Учитель учителей

Иркутская академия образования обрела ректора, который устроил всех

Больше года Восточно-Сибирскую академию образования трясло и лихорадило. Чиновники из Минобразования сначала отправили в отставку одного ректора, потом попытались навязать руководителя со стороны, вызвав многочисленные акции протеста коллектива академии и студентов. Все это время под большим вопросом была и судьба самого вуза. И только на прошлой неделе академия образования обрела законного ректора. Им стал профессор математики Николай Перязев. Первое свое интервью он дал обозревателю «Пятницы».

В разговоре Николай Перязев тщательно подбирает каждое слово, и этому есть объяснение, ведь на его долю выпала огромная ответственность. Шутка ли — возглавить коллектив, судьба которого буквально висела на волоске.

Спрашиваю, как прошел первый рабочий день. — С заседания ученого совета, — улыбается новоизбранный ректор. Николай Алексеевич считает, что широкие полномочия накладывают на него большую серьезную ответственность: «Мой главный принцип — больше демократии при принятии решений и максимум диктатуры при исполнении. Все решения, принятые ученым советом, который является высшим органом ВСГАО, должны исполняться в обязательном порядке».

По словам Николая Алексеевича, больше года коллектив академии был в неопределенности. Но эта неопределенность принесла не только негатив.

— Коллектив оздоровился, в том плане, что люди стали осознавать роль руководства академии и свою значимость в процессе выбора ректора. За это время ни один человек из академии не уволился. Люди сплотились, — говорит ректор.

Вступив в должность, Николай Перязев сразу же изменил структуру ректората вуза, чтобы сделать ее более мобильной и деятельной. Теперь в ВСГАО будет три проректора: по образовательной, научной и экономической деятельности. Кстати, проректором по экономической деятельности назначен Александр Гаврилюк, экс-ректор, который много сделал для улучшения материально-технической базы вуза.

— Александр Викторович имеет большой опыт, — объясняет свое решение Перязев, — и обладает достаточной работоспособностью. Еще раз напомню, что Николай Алексеевич возглавил академию в непростое время реформирования высшего образования. Не раз и не два с высоких трибун говорилось о необходимости сокращения числа российских вузов. Весь Иркутск гадает, каким образом это затронет нас. Новый ректор ВСГАО считает, что сокращение — процесс неизбежный. Однако вряд ли речь идет о закрытии. По его словам, процесс объединения уже идет полным ходом, в том числе и среди очень крупных вузов, таких как Уральский технический университет и Уральский государственный университет. Для государства такая политика вполне оправданна — управлять более крупными структурами всегда проще, да и на местном уровне легче решать стратегические задачи. Поэтому нельзя сказать, что объединение — это плохо. Но, как всегда, общая логика натыкается на сложившиеся традиции и стереотипы.

— Объединяются не абстрактные структуры, а конкретные вузы, и у каждого из них есть свои проблемы, которые при объединении не уменьшаются, а наоборот, растут, — говорит Николай Алексеевич. — Пока я не слышал от коллег из других вузов, с которыми постоянно встречаюсь на различных конференциях, что объединение пошло им на пользу. Понятно, что эффект появится не сразу, но на первом этапе возникают дополнительные организационные проблемы.

Я спросила ректора о перспективах подобного объединения среди иркутских вузов. Хотя прошлогодняя попытка Министерства образования объединить ВСГАО и ИГЛУ не увенчалась успехом, никто не даст гарантии, что это окончательное решение.

— Иркутск в этом плане город уникальный, — считает Николай Перязев, — это практически единственный город, в котором не произошло укрупнения вузов. Почему? Я думаю, все объединения, слияния и укрупнения происходят с одобрения регионального руководства. Как я понимаю, наша администрация не идет на объединение вузов, учитывая местную специфику. Очевидно, считает, что это нецелесообразно, и я с этим согласен. Если бы областные власти считали, что это необходимо, нас бы уже давно объединили. Впрочем, в дальнейшем эта ситуация может измениться.

— Министерство образования также взяло курс на сокращение бюджетных мест. По словам некоторых ваших коллег, это повлечет за собой уничтожение высшего образования на корню.

— Нельзя сказать, что количество бюджетных мест сокращается. Это эмоциональная оценка. Если взять точные цифры, бюджетные места не сократились, — утверждает новоизбранный ректор. — Могут быть сокращения по отдельным направлениям. Раньше специальностей в вузах было мало, и набор на каждую из них был большой. С начала 90-х годов произошло резкое увеличение различных специальностей. Это рынок! Я считаю, что и сейчас в вузах достаточно бюджетных мест, и любой выпускник школы может поступить.

— Но сокращаются не только места, сокращаются преподаватели. В некоторых вузах деканам дают директивы уволить столько-то преподавателей.

— Это происходит из-за неэффективности производства, потому что раздуты штаты. Но современный рынок требует, чтобы на одного преподавателя было десять студентов. Если это соотношение не выполняется, то, естественно, возникает диспропорция. К сокращению преподавательского состава надо нормально относиться. Главное, чтобы это не делалось аврально и чтобы коллектив понимал, зачем это делается. Когда на каком-либо производстве возникает кризисная ситуация, управляющий ищет пути оптимизации. В этом смысле деятельность вуза ничем не отличается от любого другого производства.

— Какие стратегические цели вы ставите перед собой?

— К сожалению, мы не попали в число статусных вузов. Педагогические вузы всегда вызывали некоторые сомнения у руководства, потому что они обычно находятся в плачевном состоянии, но к нам это не относится: никто не скажет, что мы в чем-то уступаем другим вузам по кадровому составу, аудиторному фонду и по оборудованию. Статус федерального университета или исследовательского получить непросто. Но мы планируем укреплять позиции академии в качестве лидера в регионе по подготовке и переподготовке кадров в сфере образования, проводить научные исследования на современном уровне, продолжать развитие научно-образовательных школ.

По словам ректора, сегодня российским вузам разрешили создавать малые инновационные предприятия, и их организацией начала активно заниматься академия. На этих небольших мобильных предприятиях смогут работать как преподаватели, так и выпускники. Заниматься внедрением интеллектуальной собственности в производство. — У нас уже открыто два таких предприятия, связанных с информационными технологиями. Но, естественно, главной нашей задачей остается подготовка учителей по всем направлениям для школ. Молодые специалисты с педагогическим образованием всегда будут востребованы.

Николай Перязев говорит, что в ВСГАО открываются новые специальности непедагогического профиля, но не какие попало, а именно прорывные, в которых остро нуждается регион, например экология, туризм, сервис, по направлениям культура и искусство, информационные технологии.

— Говорят, что российское высшее образование и по форме, и по содержанию застряло в 50-х годах прошлого века. Собираетесь ли вы внедрять современные методики?

— Мы всегда этим много занимались. В ВСГАО применяются передовые педагогические и информационные технологии. Мы учитываем, что студенты сейчас уже не те, что раньше; они привыкли жить в социальных сетях, и игнорировать это мы не можем.

— А WiFi планируете установить?

— Он уже есть в некоторых подразделениях, и в самое ближайшее время будет во всей академии, для всех студентов. Буквально на второй день, как я сюда пришел, появился беспроводной Интернет в административном корпусе. Еще есть проблемы со скоростью доступа, но и это мы в ближайшее время решим.

И это все о нем

Николай Алексеевич Перязев — доктор физико-математических наук, профессор. После окончания школы в 1974 году поступил в ИГУ на факультет математики. Защитив диплом, остался работать на кафедре алгебры и логики. Прошел путь от ассистента кафедры до профессора, заведующего кафедрой дискретной математики и информатики. С 2001 года Николай Алексеевич возглавлял кафедры сразу в двух вузах: ИГУ и ВСГАО. В 2003 году окончательно перешел в академию образования. Николай Перязев также имеет опыт административной деятельности — в ИГУ он являлся заместителем ректора по научно-исследовательской работе.

Научные интересы Николая Перязева не ограничиваются только математикой, кандидатскую диссертацию он защитил по математической логике, затем увлекся математической кибернетикой. Кроме того, Перязев интересуется историей, философией и методологией математики. Имеет двадцать научных публикаций, участвовал в 70 российских и международных конференциях. Хобби: шахматы, футбол, преферанс.

Метки:
baikalpress_id:  16 350