«Алые паруса» по-новому

В Иркутском театре кукол состоялась премьера инновационного спектакля по Грину

Что ожидаешь увидеть, собираясь в кукольный театр? Смешных актеров из папье-маше с забавными голосами, старую сказку с предсказуемым, но от того не менее хорошим концом. Но вот приходишь в «Аистенок» и удивляешься, радуешься и думаешь. Вроде все те же куклы, те же истории, а смысл уже другой, такой, о котором и не подозревал раньше. В марте в театре премьера: «Пристань алых грез» — спектакль по произведениям Грина «Алые паруса» и «Бегущая по волнам».

От последней новеллы в постановке остался лишь загадочный персонаж, по словам главного режиссера театра Юрия Уткина, Фрези Грант — образ женского начала, божественного и потустороннего. На сцене ее антиподом становится Эгль — тот самый собиратель легенд и песен, выдумавший для маленькой Ассоль персональную сказку. Он вдруг оказывается волшебником и знает все про всех, от того, верно, становится бражником: знания — страшная сила. Эгля и Фрези играют настоящие актеры, не куклы. Впрочем, в роли кукловодов им тоже приходится время от времени выступать: персонажей в спектакле немало, так же как и технических новшеств.

Сине-голубые декорации в стиле приморского городка со штурвалами, ракушками, картинами с кораблями в свете несут атмосферу чистоты и свежести, в сгущающихся тенях — мистических сумерек. Вообще, в спектакле много таких моментов, когда становится слегка не по себе — уж очень натурально завывает ветер и печальная музыка звучит, как саундтрек к триллеру. Передача эмоций и символов осуществляется посредством не только актерской игры, но и оформления сцены. В центре установлена подвижная металлическая конструкция: во вращающемся круге прямоугольный экран, затянутый прозрачной тканью, на него транслируется видеоряд, временами он становится подмостками для кукол. Планшетные лицедеи рассказывают историю Ассоли, люди-актеры — то, что произошло после хеппи-энда в поселке Каперна 100 лет спустя.

Итак, весь мир унылая и грязная Каперна: добрые сказки читаются на новый аляповатый лад с плоскими шутками, лавочники стали главными людьми в деревне и наживаются на мечтах простого народа, мечты же оскудели, утратив содержание, сохранив лишь форму. Спектакль? Или это жизнь? В театре жизнь находит отражение пусть и в гиперболизированном, но вполне реальном виде, и не важно, кто нас играет: люди ли, марионетки. Сюжетная линия построена на шоу «Ассоль года», где выбирается самая красивая девушка Каперны. Странные наряды, участие звезд шоу-бизнеса, сомнительное творчество — все это так напоминает сегодняшние минуты славы и факторы А. Настоящей остается только музыка, она помогает главному герою — нео-Грею найти правильный путь.

О музыке в постановке хочется сказать отдельно: на сцене кукольного театра звучит рок — зажигательный, оглушающий своей искренностью (не звучанием). Играет его приглашенная звезда шоу и один из главных героев — музыкант Артур, современный Грей. Все композиции написаны ангарской группой «Пластинки», которой в этом году исполнилось 5 лет. Ее солисты Роман Зорин и Роман Бучек в «Аистенке» работают кукловодами уже несколько лет, а теперь еще и исполняют свои песни с театральных подмостков.

Согласно школьной программе, гриновские «Алые паруса» ученики проходят в 6-м классе: красивая сказка, изложенная в легкой и изящной форме, развивает вкус и расставляет жизненные ориентиры. Постановка «Аистенка» предназначена для более старшего возраста: чтобы разобраться в персонажах, символах и слоях спектакля, недостаточно просто предварительно почитать Грина.

— Цель спектакля — научить молодых людей отличать зло от добра. Чтобы, когда к ним обратится с выгодным предложением негодяй, они знали, даже чувствовали, что принимать его не стоит. Чтобы учились отстаивать свои мечты, — говорит главный режиссер театра «Аистенок» Юрий Уткин.

Инновации на сцене

Бюджет спектакля составил более 1 миллиона рублей. Средства были получены из фонда Михаила Прохорова — «Аистенок» выиграл грант в 700 тыс. рублей на создание интерактивного спектакля. Обязательным условием для победы было использование инновационных средств.

Загрузка...