Лучшие из лучших

Конструкторы ИЗТМ стали лауреатами престижного конкурса

Иркутский завод тяжелого машиностроения всегда славился своими инженерно-конструкторскими кадрами. Научно-технический потенциал, накопленный за долгие годы, удалось сохранить и во время экономических реформ 90-х. Инженеры и конструкторы достойно держат марку завода. Недавно сразу пять сотрудников ИЗТМ стали лауреатами престижного Всероссийского конкурса «Инженер года». Этот конкурс был учрежден в 2004 году Российским союзом научных и инженерных общественных организаций в целях выявления лучших инженеров страны, популяризации инженерного искусства, пропаганды достижений и опыта, а также привлечения внимания государственных структур к проблемам инженерного дела России. Лауреаты и участники конкурса, получившие сертификат «Профессиональный инженер России», заносятся в соответствующий реестр. В сегодняшнем номере «Пятница» представляет победителей и лауреатов.

Главный конструктор

Юрий Алексеевич Бобовский стал лауреатом федерального этапа конкурса «Профессиональные инженеры». Он — ветеран предприятия, пришел на завод после окончания института. Работал мастером, технологом, конструктором. Сейчас Юрий Алексеевич — главный конструктор транспортного и прокатного оборудования. Это одно из важнейших подразделений завода — здесь проектируют различное металлургическое оборудование, в том числе прокатное, в частности, вспомогательное оборудование для прокатных станов: правильные машины, кантователи, рольганги, транспортеры-холодильники и т. д., а также моторный внутрицеховой и прицепной внутризаводской транспорт.

— Как раз сейчас мы разрабатываем шлаковозы и чугуновозы грузоподъемностью 100 и 140 тонн для транспортировки ковшей с жидким чугуном по внутризаводским железнодорожным путям, — рассказал Юрий Алексеевич. — Потребность в них очень велика. Нашими заказчиками являются крупнейшие российские металлургические комбинаты: Новокузнецкий, Челябинский, Нижне-Тагильский, Новолипецкий, «Уральская сталь». Практически вся Россия!

Особенность работы конструкторов отдела заключается в том, что металлургические и машиностроительные предприятия часто заказывают нестандартное оборудование. В частности, для стрелочного завода разработано несколько полуавтоматических линий для изготовления узлов и деталей железнодорожных стрелок. Естественно, такая работа требует творческого подхода. К примеру, именно конструкторы ИЗТМ разрабатывали модульные транспортеры по заказу завода «Атоммаш» (Волгодонск) для перевозки корпусов ядерных реакторов грузоподъемностью от 150 до 320 тонн и даже 500 тонн, конструкция которых защищена авторскими свидетельствами на изобретения и патентами.

Важно понять, что сегодня конструкторам завода приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Чтобы получить заказ, нужно участвовать в тендерах, где количество участников доходит до десятков претендентов. Причем участвуют в тендерах не только российские, но и зарубежные предприятия.

— Чтобы выиграть конкурс, — говорит Юрий Алексеевич, — наши машины должны превосходить по техническим параметрам продукцию конкурентов. И мы не только выигрываем, нам десятками поступают запросы на изготовление различных машин! Недавно мы выиграли очень трудный тендер, который проводил комбинат «Уральская сталь». Юрий Алексеевич имеет почетное звание «Изобретатель СССР» и более двадцати авторских свидетельств и патентов.

— Для конструктора, — объясняет он, — чем сложнее задача, тем интереснее. Я очень рад, что наш завод удалось сохранить и сейчас, когда завод развивается, передать опыт молодым.

От идеи до монтажа

Леонид Николаевич Тутурин, ведущий конструктор ИЗТМ. Работает в бюро цветной металлургии ИЗТМ с 1974 года после окончания машиностроительного факультета ИПИ. Бюро занимается проектированием машин для разливки цветных металлов: алюминия. олова, цинка, магния, никеля, меди.

— Каждый заказ строго индивидуален, — рассказывает Леонид Николаевич, — за тридцать лет мы изготовили максимум пять-шесть штук конвеерных машин для алюминия. А все остальные машины в плане размеров, состава оборудования изготавливались под конкретное предприятие абсолютно индивидуально.

Сейчас бюро цветной металлургии работает над созданием тележечной машины для завода «Карабашмедь» на Урале, машины для сборки медных катодов и машины для нанесения ребер жесткости на медный лист по заказу завода во Всеволожске. В свое время конструкторы бюро делали автоматическую линию для «Норильского никеля». А совсем недавно в Казахстан отправились две очень интересные по конструкции карусельные машины для разливки цинковых слитков, раньше мы ничего подобного не делали.

— Конструкторская работа, несомненно, творческая, дающая большое удовлетворение, — говорит Леонид Николаевич, — и именно у нас на заводе. Потому что ИЗТМ позволяет конструктору реализовать свой проект от идеи до монтажа у заказчика. Другие заводы работают по уже готовой документации, а мы и придумываем, и делаем.

Не сидим на месте

Александр Владимирович Гордеев, инженер-конструктор первой категории в бюро обогатительного оборудования работает на ИЗТМ с 2004 года. За это время он уже успел добиться отличных результатов. Бюро, в котором он трудится, занимается проектированием различных классификаторов, сгустителей, отстойников, горных машин.

— Работа очень сложная, — говорит Александр Владимирович, — но интересная. Типовых проектов очень мало, каждое предприятие требует новшеств, и с каждым заказчиком идет индивидуальная работа. Мы работали с АК «АЛРОСА», изготовляли классификаторы, делали большой заказ по сгустителям и отстойникам для Новолипецкого и Череповецкого комбинатов.

На ИЗТМ поступают заказы с обогатительных фабрик и металлургических комбинатов, расположенных по всей России и за рубежом. Конструкторам приходится сопровождать процесс на производстве.

— На месте не сидим, — говорит Александр Владимирович, — в цех ходим практически каждый день, и не один раз. Мне нравится моя работа, мы делаем большие и серьезные машины, решаем интересные задачи. Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, стараюсь расти, совершенствоваться.

Завод знают везде

Евгений Сергеевич Никулин, ведущий конструктор ИЗТМ, завоевал первое место в номинации «Инженерное искусство молодых». Евгению 30 лет, на завод он пришел в 2004 году, сразу же после окончания ИрГТУ. Кстати, учился он по направлению от завода, то есть осознанно, зная, чем будет заниматься после получения диплома. Сейчас он работает в бюро горно-обогатительного оборудования.

— В основном мы производим оборудование для заводов, расположенных в европейской части России, — рассказывает Евгений, — для НЛМК и Лебединского ГОКа, череповецкой Северстали. География очень широкая. Самым большим своим достижением Евгений считает сам факт работы на заводе.

— ИЗТМ имеет славное прошлое, в Иркутске немного осталось предприятий, которые имеют общероссийский вес. Если я приезжаю куда-нибудь в командировку и говорю, где работаю, в ответ слышу уважительные слова: «О, знаем». Завод до сих пор помнят и знают.

Молодой конструктор уверен, что у завода есть хорошие перспективы на будущее, сотрудники предприятия полны идей и энтузиазма. — Промышленность в стране развивается, постоянно открываются новые горизонты, и мы на месте не стоим. Стараемся успевать за растущими требованиями времени.

Победители

По результатам регионального этапа XII Всероссийского конкурса «Инженер года — 2011», который состоялся в ноябре 2011 года в Москве, в номинации «Машиностроение» призовые места распределились следующим образом:

«Профессиональные инженеры»

* 1-е место — главный конструктор ИЗТМ Юрий Алексеевич Бобовский;

* 2-е место — ведущий конструктор ИЗТМ Леонид Николаевич Тутурин;

* 3-е место — ведущий конструктор ИЗТМ Андрей Владимирович Копанев. «Инженерное искусство молодых»

* 1-е место — ведущий конструктор ИЗТМ Евгений Сергеевич Никулин;

* 2-е место — инженер-конструктор ИЗТМ 1-й категории Александр Владимирович Гордеев.

На федеральном этапе конкурса «Профессиональные инженеры» по результатам 1-го тура присвоено звание «Профессиональный инженер России» ведущему конструктору ИЗТМ Леониду Николаевичу Тутурину. По результатам 2-го тура присвоено звание лауреата конкурса главному конструктору ИЗТМ Юрию Алексеевичу Бобовскому.

Загрузка...