Береста на память

Иркутск попрощался с автором уникальной пластинчатой мозаики из бересты Евгением Ушаковым

С масштабными работами иркутского художника Евгения Ушакова так или иначе знаком почти каждый житель нашего города. Раньше они висели в Доме быта, в гостиницах «Интурист» и «Ангара», встречали гостей и жителей Иркутска в аэропорту. Сейчас его панно можно увидеть только в музыкальном театре и в кинотеатре «Баргузин». Все остальные были сняты и демонтированы — не вписались в современный интерьер.

Четыре панно Евгения Ушакова размером примерно два на два метра висят в Иркутском музыкальном театре уже больше 15 лет. Это редкое место, где автору не сказали, что его работы не вяжутся с современным дизайном и новым интерьером. Хотя не так давно в театре сделали ремонт.

— Эти панно — исключение. Они находятся у нас на безвременном хранении уже 16-й год, и снимать их в ближайшее время мы не собираемся, — говорит заведующая литературной частью театра Людмила Негода. — Все остальные выставки иркутских художников проходят у нас в течение месяца. Говорят, зрителей здесь даже больше, чем в музеях города, потому что каждый день в театр приходит масса людей. Перед началом представления и во время антракта они гуляют по холлу и рассматривают картины. Особенный интерес к самобытным работам сибиряка проявляют иностранные туристы — фотографируют, трогают кору березы на ощупь и удивляются. В этом смысле панно как никогда актуальны — их было бы проще простого вписать в контекст Иркутска деревянного.

— Евгений Владимирович освоил эту технику бересты первым в мире, он придумал ее сам, и если бы оформил на нее лицензию, мог бы стать богатым человеком, — рассказывает Людмила Негода. — А возникла мысль очень просто: топил печку и решил использовать бересту не по прямому назначению.

Разную по цвету кору березы художник искал в лесу и на болоте. Каждый кусочек бересты он не приклеивал — прибивал к панно маленькими гвоздиками, шляпки которых замазывал специальным раствором — чтобы их не было видно и чтобы они не заржавели со временем. Раз в полгода панно пылесосят, потом протирают влажной тряпочкой, смоченной в мыльном растворе. И за долгое время работы не изменили цвет, не потускнели и не обветшали. Они рассказывают иркутянам об истории Земли Российской и прославляют святых.

Евгений Ушаков до последнего находился в творческом процессе, с удовольствием участвовал в экспозициях и всегда был рад познакомить желающих со своей техникой. Он мечтал сделать собственный выставочный зал, в котором можно было бы разместить все его большие, ныне бесприютные работы.

Загрузка...