Рассказываем о правах человека

Право на информацию имеет каждый

Как показывает жизнь, очень многие проблемы людей часто связаны с отсутствием у нас в нужный момент информации или ее искажением. Например, многие жители не знают точно, кем и в каком размере установлены тарифы на те или иные услуги ЖКХ или какие именно виды работ и с какой периодичностью должна выполнять организация, обслуживающая многоквартирный дом. Этим пользуются недобросовестные управляющие компании и выставляют гражданам счета по завышенным тарифам или за невыполненные работы. То же самое касается и других сфер нашей жизни. Если разобраться, то мы очень мало знаем о своих правах. Восполнить этот пробел каждый может, воспользовавшись своим правом на информацию. Что это такое и в каких случаях этим правом можно пользоваться, рассказывает Владимир Ковалев, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Иркутской области.

Право на информацию включает в себя несколько составляющих: свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Сегодня мы остановимся на возможности искать и получать информацию. Право на доступ к информации нам дает ч. 2 ст. 24 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, а также федеральные и местные законы. Напомним, что, рассказывая о праве на обращение, мы в том числе ответили на вопрос, как искать информацию. Ответ на вопрос — кто и какую информацию нам обязан предоставить, содержится в Федеральном законе от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Следует отметить, что предоставлять информацию гражданам в силу закона обязаны государственные и муниципальные органы. А вот другие граждане или коммерческие организации такой обязанности перед нами не имеют.

Пользуясь своим правом на доступ к информации, мы не имеем права получать сведения о персональных данных других граждан; сведения, составляющие государственную или иную, охраняемую законом тайну (личную, семейную, адвокатскую, врачебную, нотариальную и проч.). Ограничение доступа к информации может быть установлено только федеральными законами.

Государственные и муниципальные органы обязаны обеспечить открытость, доступность и достоверность сведений о своей деятельности, не допуская нарушения прав граждан. Возникает вопрос, каким образом они это должны делать?

Во-первых, публиковать информацию о своей деятельности в СМИ. Во-вторых, размещать ее в сети Интернет. Сегодня практически все государственные и муниципальные органы имеют свои сайты, однако есть много вопросов к наполнению их информацией. В-третьих, размещать ее в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах. В-четвертых, обеспечивать ознакомление с информацией обратившихся граждан как непосредственно в органах власти, так и в библиотечных и архивных фондах, а также предоставлять информацию в ответе на письменный запрос гражданина. В большинстве случаев обращения граждан о предоставлении информации удовлетворяются, однако встречаются и факты незаконного отказа. В-пятых, граждане имеют право присутствовать на заседаниях коллегиальных государственных и муниципальных органов. Об этом праве большинство людей не знают, и, соответственно, мало кто им пользуется.

Следует отметить, что неопубликованные законы, указы, постановления, распоряжения государственных и муниципальных органов, затрагивающие права и свободы граждан, в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ юридической силы не имеют. Незаконный отказ в предоставлении информации является нарушением конституционного права человека и может быть оспорен в суде, а виновные лица должны нести за это ответственность. Законодательством предусмотрены административная (статья 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и уголовная (статья 140 Уголовного кодекса Российской Федерации) ответственность за такой отказ.

Право на информацию ценно не только само по себе. Информация и информационные права личности, помимо удовлетворения потребностей человека в образовании, культуре и общении, являются гарантией реализации других прав и свобод человека. Так, возможность доступа к общественно значимой информации является фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства, позволяет контролировать деятельность органов власти и местного самоуправления. Отметим также, что получение и распространение информации является в том числе средством достижения политических целей, поэтому неправомерное ограничение этого права является недопустимым.

Метки:
baikalpress_id:  47 455
Загрузка...