Ветеран от-кутюр

Обозреватель «Пятницы» познакомилась с иркутским модельером-закройщиком, начавшим свою карьеру в далеких 40-х годах

Сегодня выглядеть модно довольно просто — магазины завалены одеждой. А если хочешь, можно шить и самостоятельно, благо легко купить любую ткань, фурнитуру, журналы, выкройки. Но представьте себе, что в нашей недавней истории были времена, когда вообще ничего не было. Ни тканей, ни ниток, ни даже пуговиц — вообще ничего. И в это трудное время люди умудрялись одеваться модно и красиво.

Иркутянке Валерии Ивановне Степановой уже за 80, но назвать ее старушкой язык не поворачивается. Она настоящая дама, в прямом смысле этого слова. Всегда безупречный наряд, каблуки, шляпка и свежий маникюр. Природный аристократизм достался ей от родителей: отец был потомком польского дворянского рода, сосланного в Сибирь еще в позапрошлом веке.

— Он был образованным человеком, знал иностранные языки, очень хотел, чтобы и я поступила в институт, — вспоминает Валерия Ивановна, — но жизнь распорядилась по-другому.

Отца репрессировали в 1937 году. Семья осталась без средств к существованию, спасала только швейная машинка. И как только Валерии исполнилось 16 лет, она решила: надо получить специальность, которая всегда позволит прокормить себя и близких. Пошла ученицей в лучшее ателье Иркутска — № 1 (оно находилось на улице Урицкого).

— Мои одноклассницы смеялись, мол, Лера пошла пуговицы пришивать, а потом многие из них стали моими постоянными клиентками. А вообще моя мечта была стать хирургом. Ну и что, я тоже режу, только ткань, — говорит модельер.

В ателье хрупкую девочку решили отправить в цех, где шили дамские платья. Но Лера заявила твердо: «Нет, я туда не пойду. Мне надо научиться шить пальто, костюмы, а платья никуда не убегут». Ладно, поставили девушку в цех верхней одежды. Валерия быстро освоила все премудрости швейного искусства, и вскоре заведующий, сам классный портной, стал присылать к ней своих клиентов. А клиентура у первого ателье была самая-самая: жены партийных боссов, офицеров, вся элита города. Бывало, что другие работники обижались: «А почему вы Валеру никогда не ругаете?» На что заведующий отвечал: «Вы сначала научитесь так шить, как Валера, а потом обижайтесь».

Валерия шила медленно, но технически безупречно, и главное — у нее был Дар (именно так, с большой буквы!), любая вещь в ее исполнении имела неповторимый шик. Другие портнихи шили просто костюмы, добротные, хорошо сидящие, но только Валерия могла придумать нечто оригинальное. Разумеется, тонкий вкус и фантазия тоже играли свою роль.

Мне очень интересно, откуда иркутские портные черпали в то время идеи. Чем вдохновлялись? Ведь, как мы знаем, журналы мод появились только в начале 50-х. До этого все, что было связано с модой, считалось буржуазным пережитком.

Валерия Ивановна объясняет, что все модели рождались у нее в голове на основе разных источников. Одним из них было кино: наше, трофейное, американское. Кино в те годы было практически всем. Как только выходил очередной фильм с участием Любови Орловой — через неделю тысячи молодых девушек уже щеголяли с прическами и платьями как у звезды. Иконами стиля в то время были также Лидия Смирнова, Людмила Целиковская, Марина Ладынина. Естественно, этим звездам были доступны поездки за рубеж, модные журналы, и благодаря им модные веяния доходили до широких масс. В начале 50-х появились и первые журналы мод — власти поняли, что после войны люди устали от серых тонов, что людям хочется праздника, любви и красоты.

Валерия Ивановна бережно хранит первые выпуски тех журналов. Самый старый — «Модели сезона» — издан в 1950 году по заказу Центрального универмага Министерства торговли СССР. Это даже не журнал, а брошюрка. Фотографий в ней нет, только рисунки. Разглядывать модели безумно интересно, все платья очень женственные, с пышными юбками и тонкими талиями — скорее всего, их контуры навеяны модным на Западе стилем Кристиана Диора нью лук. Есть у Валерии Ивановны и рисованные рижские журналы с очень красивыми элегантными нарядами: в то время Прибалтика символизировала европейский гламур, хотя слова «гламур» тогда никто не знал. — Журналы мне привозили клиентки, — вспоминает Валерия Ивановна, — но они были без выкроек, поэтому приходилось поломать голову, как это сделать. Очень сложный был крой: много драпировок, вытачек, фигурных вырезов, подкройных деталей, хлястиков, манжеток.

Сегодня, листая старые журналы мод, удивляешься, как в то скудное время умудрялись шить такие сложные изделия. Ведь не было застежек-молний, кнопок, поэтому портнихам приходилось долго корпеть, чтобы застежки не бросались в глаза. По воспоминаниям Валерии Ивановны, большую часть работы приходилось делать вручную. В качестве жесткой прокладки для лацканов и воротников использовали холст, для зимних вещей марлю выстилали ватой. Да и ткани были очень сложные: бостон, шерсть. Все швы и петли приходилось обметывать вручную. Стежок к стежку, все должно было быть идеально. Ведь в то время сшить у портнихи пальто или плащ было целым событием, и вещи шились не на один сезон, а минимум на три-пять. Поэтому к качеству были очень высокие требования. Так что процесс шитья был очень трудоемким.

— Электрических утюгов в то время не было, — говорит Валерия Ивановна, — в конце цеха стояли чугунные утюги разных размеров. Только в начале 50-х годов появились электрические, и мы вздохнули свободнее.

В ателье Валерия Ивановна отработала восемь лет, затем окончила курсы моделирования одежды, работала в Доме моделей, преподавала в профтехучилище, последним местом работы был Дом быта. «Бывало, по 12 часов не отходила от раскройного стола, — вспоминает Валерия Ивановна, — клиенты стояли в очереди».

Нет необходимости говорить, что наша героиня была одной из главных модниц Иркутска. Никогда в одном пальто не ходила больше одного сезона. Затем отдавала в комиссионный магазин, и его тут же покупали. И хотя Валерия Ивановна уже давно на пенсии, она не утратила мастерства и острого глаза. Швейная машина и оверлок у нее всегда в рабочем состоянии. Особенно перед праздниками у ветерана моды много работы: кому-то сшить наряд, кому-то подогнать платье по фигуре или украсить интересным декором. Интересуюсь, как Валерия Ивановна относится к современной моде, которая временами приобретает весьма причудливые формы.

— Мне не нравится, — честно признается она, — одежды много разной, но в ней нет самого главного — элегантности. И сами женщины стали забывать об этом. Юбки сейчас почти не носят, жертвуют элегантностью в пользу удобства.

Не нравится ей и телевизионная программа «Модный приговор», и сам ведущий Васильев, которого она называет клоуном. Ей ближе старый добрый классический стиль, который никогда не подведет.

— Я не зря прожила жизнь, — говорит на прощание Валерия Ивановна, — люди говорили мне спасибо и до сих пор не забывают.

Цена вопроса

На одном из интернет-сайтов я обнаружила интереснейшую информацию из архивов о ценах на пошив дамских головных уборов в мастерских при саратовском магазине Ростекстильшвейторга в 1940 году. Думаю, что они не очень отличались от иркутских.

* Шляпа дамская фетровая, фэнтези со строчкой под фуле — 11,28 руб.

* Берет дамский из драпа, фуле ручной выработки — 6,27 руб.

* Муфты без подборки меха — 13,48 руб.

* То же с подборкой меха — 15,21 руб.

Загрузка...