Наболевший вопрос

Иркутская областная организация Общероссийского профсоюза образования политикой не занимается, и никогда не занималась. Для нас главное — соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями требований законодательства в отношении социально-трудовых прав и интересов работников. Вновь обратить внимание на ситуацию с оплатой труда нас вынуждают следующие обстоятельства.

В начале июня текущего года. областной комитет — коллегиальный орган управления нашей организации, направил обращение в адрес Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе В.А.Толоконского с просьбой оказать помощь и содействие в принятии органами государственной власти Иркутской области решения о проведении с 1 июня т.г. индексации заработной платы.

В сентябре, после повторного напоминания, был получен ответ: вопрос прорабатывается в аппарате Полномочного Представителя. Ситуация с повышением оплаты труда в регионе неоднозначна, требует дополнительного детального изучения и формирования единого экспертного мнения по существу вопроса.

23 ноября экспертное мнение получено, и, надо сказать, несколько шокирующее: мы им про одно, нам про другое. Со ссылкой на прокуратуру Иркутской области, Государственную инспекцию труда нам разъяснено, что субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять размеры увеличения бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений, а также механизм доведения размера заработной платы до размера установленного МРОТ. Здесь же сказали, что одним из способов влияния на структуру заработной платы является заключение регионального соглашения о размере минимальной заработной платы. Для сведения приложено региональное соглашение Томской области. И все. Об индексации ни слова. К сожалению, составители ответа не обратили внимания на то, что законодатель отнес к системе государственных гарантий по оплате труда, как минимальный размер оплаты труда, так и индексацию заработной платы. В равной мере, гарантируя выполнение и первой, и второй.

А как быть с выполнением поручений Всероссийской партии «Единая Россия», которые предписывают органам государственной власти субъектов принять меры по индексации заработной платы? Получается, что наша область их игнорирует? Или здесь другое: говорим одно, а делаем иначе?

Не получен ответ на наболевший вопрос об индексации заработной платы, а также выплатой минимального размера оплаты труда в соответствии с законодательством, т.е., без учета районного коэффициента и процентной надбавки, от одного из уважаемых депутатов Государственной Думы РФ, кандидата в депутаты нового созыва на состоявшейся в Профобъединении встрече, также члена партии «Единая Россия». Сложно, и опять-таки, не однозначно. Да, действительно сложно, поскольку полномочия между уровнями власти разграничили (отмечена как заслуга уходящего состава Государственной Думы Российской Федерации), формально самостоятельность каждого уровня закрепили, фактически же, установили запрет на принятие каких-либо решений, ведущих к увеличению бюджетных расходов, если на вышестоящем уровне таковые не приняты.

Очень удобно: всегда есть возможность сказать «нет». «Нет», потому, что на федеральном уровне не принято, «нет» когда принято, однако это не обязательно, поскольку существует самостоятельность и разграничение полномочий. Начиная с 2008 г. по май текущего года нам говорили о том, что индексации быть не может, поскольку на федеральном уровне Правительством Российской Федерации не принято такое решение. Когда же соответствующее решение Правительством было принято, нам стали говорить «нет», обосновывая тем, что оно нам не указ, все в рамках полномочий. Невольно возникает вопрос: это способ защиты от законных притязаний граждан, тотальная правовая блокада реализации трудового законодательства, целенаправленное снижение уровня трудовых прав и гарантий работников?

Еще один штрих. В июне т.г., правительство Российской Федерации, по тихому, без замены, т.е., без принятия соответствующего нормативного правового акта, отменило постановление Совета Министров РСФСР 1990 года, которое предоставляло право субъектам устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в повышенном размере. Возникает вопрос: с какой целью? В октябре широко озвучили решение губернатора области о выделении ста миллионов рублей муниципалитетам на введение новой системы оплаты труда работников дошкольных учреждений (про дополнительное образование забыли и вообще не упоминают) с 1 октября т.г. Обещали увеличение на 20%. На местах кинулись спешно разрабатывать нормативные правовые, делать расчеты, и т.д. Однако этих денег муниципалитеты ни в октябре, ни в ноябре не увидели. Они не только не ушли, но они даже и не распределены. В итоге, муниципалитеты вынуждены решать эту проблему исходя из сложившихся обстоятельств: вводить без какого либо увеличения заработной платы, либо отложили до января 2012 г.

Новая система оплаты труда не дала реального повышения стоимости труда работников. Да, произошло увеличение заработной платы учителей. Однако до средней заработной платы она у большинства не дотягивает, за ставку, т.е., за выполнение нормы труда, составляет 9-12 тысяч рублей. Разве это много? Другим категориям работников для того, чтобы не допустить снижения заработной платы устанавливают доплату под названием «выравнивание до ЕТС».

К слову сказать, если новая система оплаты труда для работников образования так хороша, почему бы ее не внедрить для государственных служащих — за выполнение должностных обязанностей установить минимальный оклад, при этом его уменьшить, а остальное «добирать» стимулирующими выплатами, после того, как докажет, что работал напряженно, качественно, и т.д. В государственные образовательные учреждения каждый раз перед начислением заработной платы поступают указания: не начислять, не применять, и т.д. Вольно.

Как отнестись к проекту Закона Иркутской области, разработанному Правительством области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об оплате труда работников государственных учреждений«. В нем предпринимается попытка законодательно снизить условия оплаты труда работников учреждений, расположенных в сельской местности. С 90-го года прошлого столетия государство гарантировало повышение ставок (окладов) за работу на селе на 25%. Однако новая система оплаты труда в нарушение законодательства перевела повышение ставки (оклада) в надбавку к окладу (ставке), что сейчас намерены законодательно закрепить. Тем самым, заработная плата работников уменьшится более чем на 10%. Откуда такая твердость в игнорировании норм трудового законодательства? Это же социальное благополучие огромной категории граждан.

Профсоюзным организациям предлагают вести переговоры с работодателями, разъяснять работникам ситуацию. Какие переговоры с работодателями, образовательными учреждениями, могут изменить ситуацию? Они финансируются за счет средств бюджетов. За их финансовое обеспечение отвечают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Которое, в свою очередь, должно быть полным, позволяющим образовательному учреждению обеспечить все установленные работникам государственные гарантии, в т.ч., по оплате труда. Образовательные учреждения выполняют свои обязательства в пределах выделенного объема финансовых средств.

Ни какие переговоры с руководителем образовательного учреждения по поводу выполнения требования Трудового кодекса Российской Федерации об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги объективно не могут дать положительного результата, поскольку у него нет средств, фонд оплаты труда определенный учредителем на это не рассчитан. Решение об индексации должны принять органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за финансирование заработной платы, и сопроводить его конкретными действиями — выделить дополнительные средства. Что и делает для работников федеральных учреждений Правительство Российской Федерации.

Не имеет смысла ожидать от работодателя установления ставок (окладов) при введении новой системы оплаты труда в повышенном размере, поскольку, во-первых, на это нет средств, во-вторых, им не позволит воспользоваться установленной законодательством самостоятельностью жесткий контроль со стороны органов управления, финансовых органов.

Поэтому ничего не остается кроме как предъявлять соответствующие претензии и требования, прежде всего, к органам государственной власти области, поскольку муниципалитеты дотационные и они не вправе принимать решения, ведущие к увеличению бюджетных расходов. Более того, у них попросту нет средств.

И.о. председателя Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования В.Г.Федосеева

Загрузка...