Ваше право

Как защитить свои права, если они нарушены, и куда обращаться за помощью?

Эти вопросы волнуют почти каждого жителя Иркутской области, кто так или иначе столкнулся с неправомерными действиями или равнодушием государственных либо муниципальных органов. В нашем издании мы открываем новую колонку, где будем рассматривать различные ситуации, связанные с нарушением прав человека. Консультировать и отвечать на вопросы будут уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент и сотрудники его аппарата.

— Иван Зигмундович, расскажите, пожалуйста, о деятельности вашего аппарата. Кто к вам обращается и по каким вопросам?

— Закон об уполномоченном был принят 26 октября 2006 года. 30 мая 2007 года Законодательное собрание Иркутской области назначило уполномоченного по правам человека, в сентябре был в основном сформирован аппарат. Нужно сказать, что деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты нарушенных прав. Главная задача, которую он призван решать, это восстановление нарушенных прав человека. В соответствии с законом уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан на действия органов местного самоуправления и органов государственной власти Иркутской области. Для того чтобы обращение было принято к рассмотрению, необходимо соблюдение ряда условий. Прежде всего человек должен сообщить о том, кто, каким образом и какие его права нарушил. Затем — какие действия были им предприняты для защиты нарушенного права. Далее необходимо сообщить, использовал ли гражданин возможность судебной защиты нарушенного права. Следует заметить, что в тех случаях, когда дело было рассмотрено судом, уполномоченный, впрочем как и другие органы, не вправе рассматривать такое обращение. Обычно в такой ситуации заявителю разъясняются его процессуальные права и возможности обжалования.

— Много ли вам поступает жалоб и о чем пишут люди?

— В год нам поступает около 1,5 тысячи жалоб от граждан, это примерно 5—7 обращений в день. Нам пишут, звонят, приходят. Мы принимаем всех. Порядка 30—40% всех обращений — жалобы на нарушение прав в жилищной сфере. Далее по количеству обращений идут вопросы, касающиеся деятельности правоохранительных и надзорных органов, затем — защиты социальных, трудовых прав и др. Больше всего обращений из Иркутска, Братска и других городов Прибайкалья.

— Как вы работаете с обращениями граждан?

— Всех, кто к нам обращается, мы консультируем, объясняем, что нужно делать, и помогаем найти оптимальный путь решения проблемы. Иногда получается так, что некоторые заявители, приходя к нам, разочаровываются, поскольку они рассчитывают, что уполномоченный может выступить в качестве их адвоката и будет вести дело до победного конца. К сожалению, закон не дает нам такой возможности, да и ресурсов для этого у нас нет. Степень участия по конкретной жалобе всегда определяется характером вопроса, ситуацией, в которой находится человек, его личностью и др. Сотрудники аппарата уполномоченного (их всего семь) внимательно изучают материалы жалобы, проверяют юридическую составляющую проблемы, устанавливают, имело ли место нарушение прав, и затем готовят предложения о том, как можно помочь человеку.

Следует сказать, что нам поступает много жалоб от осужденных и обвиняемых по уголовным делам. Процент таких обращений порой достигает 15% от общего количества. Характер нарушений, о которых пишут люди, самый разный. Мы регулярно посещаем места лишения свободы, в том числе следственные изоляторы. Там знакомимся с положением дел, общаемся с заявителями и принимаем жалобы. Уполномоченный и сотрудники аппарата по мере необходимости посещают медицинские и образовательные учреждения. Посещение различных учреждений соцзащиты, включая интернаты, связано с тем, что в этих учреждениях люди сильно зависят от администраций этих учреждений, в связи с чем имеется повышенный риск нарушения их прав.

Если уполномоченный сталкивается со случаями нарушения прав человека (а это происходит, к сожалению, очень часто), мы всегда реагируем на это. Обычно, для того чтобы добиться защиты и восстановления нарушенного права, уполномоченный обращается в органы прокуратуры, правоохранительные органы и другие структуры власти и контролирует развитие событий до их логического завершения. По некоторым обращениям наша работа продолжается по нескольку месяцев, а то и лет.

За более чем четырехлетний срок мы убедились, что наши граждане часто имеют смутное представление об имеющихся у них правах и соответственно не умеют ими пользоваться. Для того чтобы восполнить этот пробел, мы с помощью газеты будем рассказывать о своей работе, о правах, которые есть у людей, и о способах их защиты.

Метки:
baikalpress_id:  31 246