Ламы лечат от современных недугов

Служители Усть-Ордынского дацана хотят приблизить храм к уровню Иволгинского

В столице округа большинство жителей — шаманисты, но, несмотря на это обстоятельство, представители Буддийской сангхи России решили построить здесь дацан. Вообще маленький буддийской храм когда-то был возведен в нескольких километрах от Усть-Орды, но сгорел, в этом ламы видят особый знак — место было неудачным, далеким от людей. У дацана «Тубдэн Даржилин», открытого в столице округа летом этого года, уже сейчас имеется статус самого крупного будийского центра Приангарья. Здесь трудится пять лам. В ближайшем будущем планируется расширение штата. Открытие кузницы, столярного цеха, швейной мастерской, мини-фермы тоже в планах лам и меценатов.

Если в начале строительства и были опасения, что храмовый комплекс, включающий просторный дацан и несколько дуганов — слишком масштабный проект, который округ не потянет, то сейчас они рассеялись. Многие дацаны в нашей стране строятся по 10 лет, основные работы по возведению «Тубдэн Даржилина» длились четыре месяца. Окрыленные словами Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева о совершенном чуде, местные ламы стараются сделать все для того, чтобы Усть-Ордынский дацан стал не хуже Иволгинского. «Пришло время», — объясняет служитель храма Максар-лама успех проекта Буддийской сангхи.

Пришло время, и пришли люди. В строительстве принимали активное участие жители округа, предприниматели, чиновники. Основную финансовую поддержку оказали братья — Дмитриев Владимир, депутат Законодательного собрания Иркутской области, и Дмитриев Алексей, директор Харанутского угольного разреза.

Сегодня в храм приходят люди самых разных вероисповеданий — христиане, шаманисты, мусульмане. Во время празднования свадьбы молодожены обязательно заезжают в дацан, зажигают лампадки, три раза обходят дацан по движению солнца, чтобы семейная жизнь была счастливой. Но чаще в дацан приходят люди, которых настигла болезнь, семейные и бытовые проблемы.

— Часто шаманы, если чувствуют, что не могут помочь человеку, отправляют его к нам, — говорит настоятель храма Саян-лама, — потому что знают, что мы используем в лечении тибетскую медицину. Ламы лечат алкоголизм и психосоматические проблемы. Помогают людям, находящимся в состоянии сильного стресса. Сейчас эта проблема особенно актуальна, ламы выступают не только в качестве лекарей, но и в роли психологов. Часто люди, уверенные в безысходности своей жизни, из дуганов выходят с улыбкой и оптимистичными планами на будущее.

Люди приходят в дацан за словами утешения, с просьбой указать дорогу. По словам лам, из-за избыточного информационного потока в нас поселилось множество боязней, отравляющих жизнь — мы опасаемся конца света, финансового кризиса и т.д., а победить страхи можно, обретя духовную опору.

Время от времени посетителей приходит так много, что выстраиваются очереди. Чтобы люди не мерзли, ламы подумывают построить дом для ожидания.

— Для ребятишек мы планируем открыть духовную школу, — рассказывает Максар-лама, — мы не ставим себе задачу сделать из детей лам, мы хотим, чтобы будущее поколение не забывало бурятский язык, свои корни, испытывало почтение к старикам. Яркий, аутентичный дацан привлекает внимание туристов, сюда приезжают люди со всей страны, но зарабатывать на туризме ламы и не думают.

— Если туристы приезжают, мы всегда их примем, но мы не бизнесмены и не бизнес-точка, — говорит Максар-лама. — Тяжело смотреть, как некоторые учреждения культуры становятся источником наживы. Одна мысль — деньги, и люди из-за этого совсем теряются. А если храм будет требовать с людей деньги, это будет уже не храм.

Метки:
baikalpress_id:  15 671