Еще раз об оплате труда работников образования

В продолжение темы, поднятой в газете «Пятница» от 14 октября этого года, публикуем материал Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования по итогам совещания руководителей территориальных организаций профсоюза с целью выяснения ситуации по оплате труда, которое прошло 2 ноября этого года.

Участники отметили, что заработная плата у учителей, преподавателей действительно повысилась в результате увеличения размера ставки, а также повышающих коэффициентов за наличие квалификационных категорий.

Таким образом, можно согласиться с тем, что индексация заработной платы для этих категорий работников в размере, произведенном на федеральном уровне, состоялась.

Несколько улучшилась ситуация с оплатой труда педагогических работников областных государственных учреждений за счет того, что министерство образования области установило единый повышающий коэффициент к минимальной ставке за наличие квалификационных категорий (0,10 — вторая, 0,30 — первая, 0,50 — высшая). Вместе с тем размеры ставок (окладов) работников, отнесенных ко второму (инструктор-методист, концертмейстер, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, социальный педагог, тренер-преподаватель) и третьему (мастер производственного обучения, воспитатель, педагог-психолог) квалификационным уровням остались без изменения. Для работников, имеющих стаж работы и квалификационные категории, оплата труда которых осуществлялась по 9—14-му разрядам ЕТС, размеры ставок (окладов) не покрывают рост цен на товары и услуги. Например, ставка по 12-му разряду составляет 3878,57 рубля, с проведением индексации с 1 июня и 1 октября текущего года на 6,5 процента ее размер должен увеличиться на 4339 рублей (напомню, по данным Росстата, рост цен, начиная с 1 февраля 2008 г., даты последней индексации заработной платы, по август т.г. составил 40,4%). По новой системе оплаты труда размер ставки составляет 3600—3670 рублей, с применением повышающего коэффициента 3960—4037 рублей.

Как видим, с одной стороны, мы наблюдаем увеличение, а с другой — оно не покрывает размера сложившегося уровня инфляции. Наша организация предложила министерству образования увеличить размеры минимальных ставок (окладов) для того, чтобы ожидания работников от введения новой системы оплаты труда в части повышения оценки труда были в определенной степени реализованы. Это позволит, кроме того, дифференцировать оплату труда более высокой квалификации, сохранить для определенной категории работников размер ставки (оклада) не ниже установленной по ЕТС. Заработная плата проиндексирована только госслужащим, в отношении работников бюджетной сферы решение об индексации не принято.

Что касается заработной платы работников муниципальных образовательных учреждений. Увеличение ставок учителям повлекло за собой снижение размера стимулирующего фонда оплаты труда. Это говорит о том, что средств на реализацию инициативы по доведению средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации выделено недостаточно. За исключением отдельных муниципалитетов осталась не выполненной июльская рекомендация министерства образования области по установлению педагогическим работникам единых повышающих коэффициентов за наличие квалификационных категорий.

Выяснилось, что публично заявленное решение о выделении дополнительных средств местным бюджетам на введение новой системы оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений с 1 октября т.г. фактически не реализовано, так как обещанные сто миллионов рублей муниципалитеты не получили. Вопрос к министерству образования области о том, сколько средств из обещанных выделено каждому муниципалитету конкретно, остался без ответа. Не все муниципалитеты воспользовались возможностью получить такую дополнительную поддержку, не представив соответствующие расчеты, но и область со своей стороны дальше озвученного обещания не пошла.

В результате в преимущественном большинстве дошкольных образовательных учреждений введения новой системы оплаты труда с 1 октября текущего года не произошло. Там, где она формально введена, начисление заработной платы осуществляется по старым условиям, с оговоркой, что как только будут выделены средства, работникам будет произведен перерасчет.

Это говорит о том, что новая система оплаты труда работников дошкольных учреждений вводится в авральном режиме, без соответствующей подготовки и без выделения дополнительных средств. Муниципалитеты из-за отсутствия финансовых средств планировали ее введение с 1 января 2012 г. Заявленное 7 и 14 октября утверждение о переходе дошкольников на новую систему оплаты труда с 1 октября 2011 г. и выделении ста миллионов рублей заставило их в спешном порядке разрабатывать нормативную правовую базу, производить расчеты, которые в большинстве своем остаются без реализации. К слову сказать, в октябре обещали увеличение на 20%, спустя месяц — на 15%.

Сложная ситуация с оплатой труда работников дополнительного образования, которым установить новые условия ранее 1 января будущего года не обещают. Тем самым создается определенное неравенство — система образования одна, а подходы к оценке труда педагогических работников разные. Поскольку ни новой системы, ни индексации заработной платы нет.

Поступают обращения от руководителей ряда муниципальных образований, которым при введении новой системы оплаты труда кроме должностного оклада и выплаты районного коэффициента и процентной надбавки учредители — органы местного самоуправления — не обещают. Между тем Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает единую структуру заработной платы, которая состоит в т.ч. из компенсационных и стимулирующих выплат. Не все благополучно, к сожалению, с распределением стимулирующих выплат в образовательных учреждениях. Помимо дополнительной бумажной работы, это влечет за собой конфликтные ситуации. Оплата труда — одно из обязательных условий трудового договора. Это прежде всего вознаграждение за труд. Законодатель предполагает стабильность в трудовых отношениях, в т.ч. в условиях оплаты труда. Вольного отношения, такого как «сегодня выплатим вознаграждение на одних условиях, а завтра их изменим», не допускает. Достижение спокойствия в коллективах образовательных учреждений во многом зависит от тех, кто отвечает за финансирование и разработку соответствующей нормативной правовой базы — от органов государственной власти и местного самоуправления, от выполнения ими действующего законодательства.

И. о. председателя Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования В.Г.Федосеева

Загрузка...