Иркутск, я люблю тебя!

В своем чувстве к столице Приангарья признались сразу восемь профессиональных режиссеров

В следующую пятницу, 11 ноября, в кинотеатре «Баргузин» состоится первый закрытый показ фильма-проекта «Иркутск, я люблю тебя!», снятого иркутскими режиссерами в юбилейный для столицы Приангарья год. На презентацию приглашены только участники съемочных групп и представители СМИ. Позже фильм будет записан на компакт-диски и выложен в сети Интернет.

«Табурет» в доме с наличниками

Проект «Иркутск, я люблю тебя!» состоит из восьми эпизодов, снятых отдельными режиссерами. Все они посвящены, разумеется, столице Восточной Сибири и ее жителям, но короткометражный фильм Валерия Шевченко под названием «Табурет» отличается от остальных. Во-первых, потому что снимал его бывший иркутянин-мим, а ныне выпускник ВГИКа, на счету которого уже не одна серьезная полнометражная работа, в том числе художественный фильм «Третье желание» и документальные «Предсказание» и «Внутри квадратного круга». Во-вторых, потому что действие происходит не в современном городе и не в наше время. Это рассказ о неполной деревенской семье, в которой молодая мать одна растит своего сына-подростка. Время установить сложно, такие семьи были, есть и, к сожалению, будут. Для съемок был выбран дом в поселке Смоленщина. По предположениям соседей, режиссеру он приглянулся своим внешним видом и отсутствием модного по всему селу тюнинга — пластиковых окон и профнастила.

— У нас в поселке почти не осталось домов без пластиковых окон. Да чтоб наличники были резные, красивые, — рассказала «Пятнице» соседка тетя Аня. — Во дворе — баня, сараи, колодец — все построено по старинке, по-деревенски. Перед домом — палисадник. Там живет молодая семья с двумя детьми. Снимали днем, пока хозяева были на работе, а дети в садике.

Съемочная группа

Съемки продолжались всего пять дней. В них было задействовано 13 человек, в том числе актеры Иркутского драматического театра имени Охлопкова Анастасия Пушилина (мать) и Андрей Винокуров (отец), подросток из села Мишелевка Володя Выходцев (сын), оператор Вячеслав Столяров и идейный вдохновитель — известный иркутский фотограф Марина Свинина.

— Марина Свинина сыграла большую роль в съемках, — рассказал Валерий Шевченко. — Сначала помогла выбрать место, а потом стала глазами нашего фильма — корректировала работу и операторов, и даже мою. Так что за «голливудские», по выражению мэра Иркутска Виктора Кондрашова, кадры мы должны быть благодарны и ей в том числе. Кроме того, во время съемок ею было сделано много хороших снимков.

Всю свою команду Шевченко называет талантливой и рассказывает, что Анастасию Пушилину нашел по фотографии: увидел и сразу понял, что она подходит на роль. А Володя нашелся в самый последний момент.

— Вовку мы нашли в последний день перед съемками, когда уже совсем отчаялись, и это было огромное везение — мальчик смышленый, талантливый и, кстати, сам из многодетной деревенской семьи. Кое-как его удалось привезти из Мишелевки в Иркутск — он где-то бегал весь день, купался и рыбачил.

За недолгое время творческая группа успела привыкнуть друг к другу и начать мечтать о следующих съемках. Лишь бы средства позволили, сетует режиссер, ведь декорации, костюмы и работа актеров стоят немало.

Насмешили всю деревню

Съемки настоящего, пусть и короткометражного фильма, в деревне бывают не каждый день. Поэтому действо заворожило всех, даже тех, кто не хотел себе в этом признаваться. И первые зрители появились еще задолго до выхода фильма в свет.

— Съемки были в июле. Днем все соседи были заняты на огородах, поэтому особо никто не видел, как делают фильм, но знали, что что-то снимают, — рассказывает тетя Аня. — Видела только, как посреди улицы поставили табурет, какой-то мужик сел на него, а сверху пустили искусственный дождик, часов в 10 вечера.

Соседи по усадьбе, в которой снимали «Табурет», рассказывают, что запомнили, как мальчик носил с речки в ведрах воду, как актеры гоняли лошадей и коров — «хотя для нас это не в диковинку». Но был случай, который от души насмешил и местных, и приезжих.

— Нам нужен был туман, для этого мы достали дымовую шашку, но оказалось, что никто не знает, как правильно ею пользоваться, — рассказывает Валерий Шевченко. — В самый ответственный момент художник начал бороться с этой консервной банкой, а она — яростно дымить и чадить на всю съемочную группу. Чтобы избавить нас от этого, художник, закатав брюки по колено, стал убегать по реке, неся в руках дымящуюся шашку — выглядело очень забавно. Оказалось, что за этим еще и полдеревни наблюдало и смеялось.

Свобода творчества

Идею проекта, который объединил сразу восемь работ, навеяли фильмы «Нью-Йорк, я люблю тебя!», «Москва, я люблю тебя!» и «Париж, я люблю тебя!». Очень актуально было снять подобный фильм в юбилейный для Иркутска год: отозвались многие, ожидалось, что участие примет и режиссер Иван Вырыпаев, но ему помешали обстоятельства.

— Перед нами была задача — снять продукт, после просмотра которого у зрителя возникло бы ощущение атмосферы Иркутска, образ современного иркутянина, — делится режиссер Вадим Кантур. — Каждый эпизод самодостаточен, но общая картина складывается после просмотра всего полуторачасового видео.

Многие уже сейчас говорят о возможном участии отдельных фрагментов фильма во всероссийских и даже международных кинофестивалях. А мэр Иркутска Виктор Кондрашов признался, что у авторов получилось показать город «именно таким, каким я его люблю».

— Интеллектуальный и творческий потенциал — главные преимущества Иркутска, это город свободных и думающих людей, идея снять такой фильм очень хорошо соответствует этому духу. Благодаря тому что новеллы в проекте разные, он получился ярким и интересным, — рассказал Виктор Кондрашов. — Мы не диктовали авторам никаких условий. Мне принесли сценарии, я прочитал два или три и сказал: снимайте как хотите. Это была полная свобода творчества в рамках заданной темы.

Загрузка...