Достойная оплата труда — главная задача

Достижение справедливого и достойного уровня оплаты труда — одна из уставных задач Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования, выполняющей функции представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников образования. Коллегиальный орган управления организацией — областной комитет на своем заседании 19 сентября, рассматривая вопрос о ситуации по оплате труда работников образования Иркутской области, принял решение о проведении 7 октября в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» пикета с целью привлечения внимания к вопросам оплаты труда работников образования, с требованием об индексации заработной платы

Указанная акция проводилась в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Уставом, как Общероссийского профсоюза образования, так и Иркутской областной организации профсоюза.

Требование об индексации заработной платы непосредственно вытекает из статей 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации. По данным Росстата, прожиточный минимум за 6 месяцев т.г. составил 6610,5 руб. Средняя заработная плата в сфере образования составила 13097 рублей, по области — 23671 руб. (55,33%). Однако эта средняя заработная плата не означает, что каждый работник ее получает. Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 31 мая

2011 г. № 957-р, от 27 сентября 2011 г. № 1641-р приняты решения об индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений с 1 июня и 1 октября т.г. на 6,5% соответственно.

По информации Центрального совета Общероссийского профсоюза образования, в большинстве субъектов Российской Федерации (за исключением 4, в числе которых Иркутская область) проведено повышение фондов оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов. Иркутская областная организация Общероссийского профсоюза вела многочисленные переговоры с органами государственной власти Иркутской области, которые, к сожалению, никакого результата не дали. До настоящего времени решения об индексации фондов оплаты труда не принято.

Меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы — одна из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст.ст. 130, 134 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, в отношении работников указанная выше государственная гарантия должна быть обеспечена при росте потребительских цен на товары и услуги в любом случае — при установленной и действующей системе оплаты труда либо одномоментно учтена при введении новой. Индексация — защита заработной платы от инфляции, обеспечивающая ее реальное содержание. Это не означает, что каждый раз условия оплаты труда должны меняться.

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации составными частями заработной платы являются:

1) ставка (оклад) — фиксированные размеры оплаты труда работника за выполнение нормы труда, трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

2) компенсационные выплаты (доплаты за работу в ночное время, за работу, не входящую в круг основных обязанностей; за работу в местностях с особыми климатическими условиями — районный коэффициент, процентная надбавка, и др.);

3) стимулирующие выплаты.

Оценка труда каждого работника выражается в размере ставки (оклада), которая гарантируется, в отличие от стимулирующей и компенсационной части, каждому работнику, эта часть должна быть проиндексирована. Введение новой системы оплаты труда означает не что иное, как пересмотр оценки труда, естественно и логично считать, что в сторону увеличения, поскольку запрещено снижать достигнутый уровень оплаты труда. В крайнем случае, вновь вводимые ставки (оклады) никак не могут быть ниже установленных ранее.

Новая система оплаты труда такого повышения, которое бы покрыло рост потребительских цен, каждому работнику не обеспечивает.

По новой системе оплаты труда минимальная ставка — 2710 рублей, рассчитана из минимального размера оплаты труда — 4330 рублей. С 1 июня т.г. МРОТ проиндексирован на 6,5% и составляет 4611 рублей. Из этого следует, что минимальная ставка также должна быть проиндексирована.

Органами государственной власти Иркутской области в рамках введения новой системы оплаты труда и реализации инициативы В.В.Путина предприняты меры по повышению оплаты труда педагогических коллективов. Так, минимальные ставки для этих категорий работников, по рекомендации министерства образования Иркутской области, не должны быть меньше 4500 рублей; к ним должны быть установлены повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории (второй, первой и высшей) в размере 10, 30, 50 процентов соответственно. Без учета стимулирующих выплат базовая часть увеличивается для работников, имеющих квалификационные категории, в среднем на 30%, без таковой — на 20%.

Вместе с тем оплата труда других категорий работников, как областных государственных, так и муниципальных образовательных учреждений из числа педагогических и служащих остается без какого-либо значительного повышения, способного покрыть рост потребительских цен на товары и услуги.

Новая система оплаты труда не обеспечивает сохранения ставок (окладов) педагогическим работникам (воспитателям, мастерам производственного обучения, педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, инструкторам по труду и физической культуре, тренерам-преподавателям, и др.), имеющим квалификационные категории, в размере не ниже установленных по единой тарифной сетке. Так, например, установленная для педагогов дополнительного образования детей, тренеров-преподавателей минимальная ставка в размере 3600 рублей, ниже, чем по ЕТС 12—14-го разрядов.

Так, ставка 12-го разряда составляла 3878,57 (-278,57);

13-го разряда -4190,71 (-590,71);

14-го разряда — 4502,85 рубля (-902,85).

С применением повышающего коэффициента за квалификационную категорию уменьшение составляет 98,57; 230,71; 312,85 рубля соответственно. Среди этой категории работников много тех, кто имеет квалификационные категории, стаж работы свыше 20 лет, а оценка труда за выполнение основных обязанностей снижается, и так же не обеспечивает повышения в связи с ростом цен на товары и услуги.

Аналогичная ситуация со ставками воспитателей, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, педагогов-организаторов, и др. Образовательные учреждения вынуждены искать пути для устранения таких перекосов путем установления персональных повышающих коэффициентов, как правило, за стаж и образование, что опять же не совпадает с установленными принципами оплаты труда, поскольку персональный повышающий коэффициент каждому работнику не гарантируется, устанавливается на определенный срок (месяц, квартал, год). Он позволяет только обеспечить выполнение требований законодательства — не допустить снижения ставок (окладов). Существенного повышения оценки труда, т.е. за выполнение основного функционала, при таких условиях нет, тем более не индексируется рост цен. Не совсем однозначная ситуация складывается в оплате труда руководителей структурных подразделений. Более высокая по сложности профессиональная квалификационная группа, а размер минимального оклада ниже установленного для должностей педагогических работников 4-го квалификационного уровня. Сегодня всем пытаются объяснить, что новая система оплаты труда должна обеспечить повышение заработной платы за счет стимулирующих выплат.

Не отрицая значимости денежного стимулирования работников в формировании у них мотивации к качественному и производительному труду, все-таки согласиться с утверждением о том, что неважно как, лишь бы была повышена заработная плата, нельзя. Считаю это «бытовым», а не «нормативным» подходом к оплате труда как важнейшему элементу трудовых отношений, который должен определяться в соответствии с законодательством. Из всей этой структуры заработной платы (указывалась выше) стимулирующая часть не является постоянной, гарантированной частью. Если работник не выполняет условия, стимулирующие надбавки ему не выплачиваются. Повторюсь, гарантированной частью является ставка (оклад). К сожалению, министерство образования области устанавливало условия оплаты труда под имеющиеся средства.

Официального решения о размере выделяемых средств на момент разработки и утверждения Примерного положения, которое взято за основу муниципалитетами, не было. Выделяемые образовательным учреждениям средства рассчитаны на установление указанных выше минимальных ставок (окладов). Наша организация в январе-феврале т.г. в рамках еще одного направления уставной деятельности — осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при введении новой системы оплаты труда, провела проверку по соблюдению прав членов профсоюза при введении новых условий оплаты труда в «пилотных» учреждениях.

Выяснилось, что условия оплаты труда, определенные Примерным положением, утвержденным приказом министерства образования Иркутской области, применяются не в полной мере по причине недостатка финансовых средств. В апреле-мае, т.е. в конце учебного года, предпринимались попытки внесения изменений в действующие положения оплаты труда в части отмены повышающих коэффициентов за стаж и образование, которые напрямую Примерным положением не предусмотрены, но вынужденно вводились образовательными учреждениями для того, чтобы не допустить уменьшения ставки (оклада) по сравнению с ЕТС.

В начале учебного года вновь стало известно о том, что образовательным учреждениям рекомендовано отменить персональные повышающие коэффициенты за стаж и образование. Получается, что средств вновь недостаточно. Приветствуя положительные подвижки в оплате труда учителей, преподавателей, которых опять же в нарушение законодательства не было в течение трех с половиной лет, мы говорим о том, что необходимо принимать меры по повышению оплаты труда других категорий работников, прежде всего ставок (окладов). Аналогичные рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления озвучены также партией «Единая Россия».

Из-за недостаточности средств местных бюджетов в большинстве муниципальных образовательных учреждений дошкольного и дополнительного образования детей новая система оплаты труда не введена. Средняя заработная плата составляет 5—8 тысяч рублей.

Работники из числа учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала получают 4532,7 рубля, т.е. это МРОТ 5210 рублей с вычетом налога на доходы физических лиц (южные районы Иркутской области, в том числе Иркутск, Ангарск, Саянск, Шелехов, и т.д.). Заработная плата у молодых специалистов практически сравнялась с минимальным размером. Таким образом, оплата более квалифицированного труда работников не дифференцирована от оплаты труда более низкой квалификации, что, конечно же, не мотивирует к оставлению на работе в образовательных учреждениях.

При прожиточном минимуме в Иркутской области 6610,5 рубля содержать достойно себя и свою семью, мягко скажем, проблематично. На заработную плату молодым специалистам, как и остальным работникам образования, нуждающимся в жилье, невозможно решить жилищную проблему — ни арендовать жилье, ни приобрести его. Не обращать на эту ситуацию внимания органов государственной власти Иркутской области наша организация не имеет права, поскольку в нее работники объединились с целью защиты своих социально-трудовых прав и интересов. Закрыть глаза на нарушение законодательства нет ни морального, ни профессионального права.

Учитывая, что новая система оплаты труда вводится в авральном режиме, не в полной мере соответствует требованиям законодательства, считаем необходимым вопросы оплаты труда урегулировать законом Иркутской области. Это в полной мере будет соответствовать требованиям ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой системы оплаты труда, как в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, так и в муниципальных учреждениях, устанавливаются в том числе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, необходимо нормативным правовым актом по крайней мере правительства Иркутской области установить механизм доведения средней заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике в Иркутской области. Увеличить размеры минимальных ставок (окладов) с тем, чтобы не только сохранить размер, но и повысить оценку труда за выполнение должностных обязанностей, покрыть рост потребительских цен на товары и услуги.

И.о. председателя Иркутской областной организации Общероссийского профсоюза образования В.Г.Федосеева

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments