Искусство компромисса

Практическая психология Михаила Литвака

В Иркутске в последнее время происходит настоящий бум различных семинаров, тренингов, лекций, которые читают знаменитые психологи, свахи, стилисты и прочие специалисты в области человекознания. О причинах этого бума рассуждает обозреватель «Пятницы», побывавшая на мастер-классе легендарного психолога и психотерапевта Михаила Литвака.

Если ты живешь в информационном пространстве, то частота упоминания определенных авторов рано или поздно заставляет шевелить мозгами, чтобы быть в курсе и не оплошать, когда кто-нибудь тебя спросит: «Как, ты не читала?». Именно поэтому я прочитала несколько книг одного из гуру российской психологии Михаила Ефимовича Литвака. А на прошлой неделе появилась возможность послушать его лекцию и даже побеседовать с ним лично. Название семинара звучало заманчиво: «Этот мастер-класс ориентирован на тех, кто стремится избегать дискомфорта в общении с начальством, коллегами, друзьями или родными». Первое сильное впечатление — от количества пришедших послушать Литвака. Я насчитала больше ста человек. Причем люди, как любят писать в глянцевых журналах, успешные. Возрастной диапазон: от 30 до 40. Некоторые были даже с детьми школьного возраста, видимо, родители посчитали, что учиться жизненной мудрости надо с младых ногтей, пока голова не забита разной ерундой.

Я задумалась: вот люди, хорошо одеты-обуты, явно не бедствуют, почти все приехали на собственных автомобилях. Чего им не хватает для полного счастья? Что они хотят здесь услышать? Каких откровений ждут? Может быть, все дело в том, что, достигнув определенного материального благополучия и профессионального статуса, человек вдруг начинает понимать, что деньги и положение в обществе не делают его счастливее? Как говорится, не в деньгах счастье. А счастье в том, чтобы быть в гармонии с самим собой и окружающими, чтобы не загонять себя в психологический тупик.

Рецептов, как этого достичь, великое множество — достаточно зайти в любой книжный магазин, где полки ломятся от заманчивых названий: «Как быть счастливой женщиной», «Искусство жить, или Как быть счастливым, несмотря ни на что», «Повысить самооценку. Как?», «Сам себе психолог» и т. д. Одни авторы менее известны, имена других у всех на слуху.

Михаил Ефимович Литвак относится к последним. Его книги идут на ура, семинары собирают полные залы. Для меня лично загадка, как ему это удалось. Ибо при чтении книг Литвака я не могла избавиться от навязчивого чувства, что где-то это я уже читала. К примеру, одна из книг мне напомнила «Игры, в которые играют люди» Эрика Берна, а ставшее бестселлером «Психологическое айкидо» — соответственно «Айкидо в повседневной жизни» американца Терри Добсона.

Но надо отдать должное Литваку — пишет он очень доступно и увлекательно, приводя множество примеров из нашей российской действительности. Все очень наглядно, убедительно и, несомненно, идет в плюс автору. Многие не искушенные в практической психологии читатели, которым недосуг знакомиться с научными трудами Фрейда, Маслоу и Адлера, прочитав «Айкидо», сделают немало удивительных открытий — оказывается, все легко и просто, нужно только следовать советам мастера. Практикующие психологи и психотерапевты называют этот жанр «псипопом», или популярной психологией, по аналогии с «научпопом», который отличается яркостью и доступностью изложения.

Во время лекции Михаил Ефимович держался очень естественно, излучая море обаяния, его речь текла свободно, без всяких шпаргалок. Говорил он о вещах, которые волнуют практически каждого: о любви, работе, отношениях с начальством. Каждая фраза звучала как готовый афоризм. И действительно, многие формулировки представлялись весьма полезными.

Однако некоторые вещи звучали парадоксально и даже вызвали внутренний протест, к примеру: «Нужно всегда приспосабливаться к ситуации, не нужно бороться». Но ведь вся история нам говорит о том, что человечество развивалось только благодаря борьбе с чем-то или кем-то: с климатом, рабством, ханжеством. А если ситуация нас бросает в дерьмо, к нему тоже, по логике мэтра, нужно «приспосабливаться»?! Или это: «Нужно избегать общения с несчастными людьми». Ну а как быть с товарищем, потерявшим родных в аварии? Сказать ему: «Извини, меня это не касается»? Как-то это совсем не согласуется с принципами человеколюбия.

Противоречивые чувства я испытала и во время личной встречи с Михаилом Ефимовичем. С одной стороны, восхищают его энергия, ясность мышления, великолепная память. И это в 73 года! Но с другой стороны... Наш разговор с психологом проходил в двух шагах от ресторана, где играли свадьбу. Глядя на суетящихся гостей и обслугу, психолог иронично заметил: «Зачем все это? Зачем столько сил и средств в это вкладывать?» У меня его слова вызвали оторопь, ведь свадьба — это самый счастливый день в жизни и отмечать его надо с размахом: лимузином, платьями, рестораном. А тут тебе говорят, мол, суета сует и напрасная трата денег. Хотя, если задуматься, то все зависит от жизненных приоритетов.

Таким же ушатом холодной воды стал для меня следующий тезис Литвака: «Будь моя воля, я бы перестал бороться с наркоманией. Пускай вся эта гниль уйдет. Очистится атмосфера. А те, которые не будут употреблять, размножатся. Таким же образом селекционеры нашли на огромном поле ржи, загубленной спорыньей, всего три-четыре живых колоска, и из них потом пошла здоровая рожь».

Уже после мастер-класса я заглянула в Интернет почитать, что люди пишут. Оказалось, что не одна я так думаю. «Абсолютных истин не бывает, — написал блогер под ником caseycs, — да, его материалы полезны, применимы, понятны, но! Люди, знайте меру. Не принимайте все вслепую, смотрите на чужие учения жизни через жесточайшую призму критики и не ищите в ней решения всех своих проблем, только направления, в которых можно подумать и найти решение самому» (http://caseycs.livejournal.com/18560.html). По-моему, лучше не скажешь.

Цена вопроса

Стоимость мастер-класса Литвака относительно невелика: от 1800 до 2800 рублей. Обычно лекции специалистов такого уровня стоят на несколько порядков дороже.

Активная жизненная позиция не нужна

А вот ответы Михаила Литвака на вопросы «Пятницы». О применимости его методов на практике судить нашим читателям.

— Мы живем в удивительной стране, которая пережила немало социальных потрясений. Влияет ли социально-политическая ситуация на психологический климат в обществе?

— Я считаю, что влияет на 10 процентов людей, на остальные 90 влияет только то, как человек создан. Только так! Я не знаю, как влияет политика, но знаю, как влияет структура личности человека. У нас очень много невротизированных людей. Здоровый человек пытается приспособиться к ситуации и меняет себя, а невротик хочет изменить ситуацию и других людей, но это невозможно. Я уже нахожусь в приличном возрасте, помню сталинские репрессии, так вот сейчас ситуация очень благоприятная. Но мы же привыкли быть под постоянным прессом, и сейчас происходит то, что Фромм называл «бегство от свободы».

— Ну вот смотрите, по данным соцопросов, огромное количество людей хотят уехать из страны.

— Когда я побывал в Америке в 2001 году, то понял, что у нас все есть. Люди не хотят воспользоваться той свободой, которая есть. Моя любимая формула из психологии управления: «Слушайся умного начальника, потому что он умен, слушайся глупого, потому что он глуп. С умным договорись, а глупого обдури». Надо что-то делать внутри себя. Заботиться о своей душе, как говорил Христос. Развивать интеллект, учиться. Вспомните, и в годы застоя многие люди, вместо того чтобы ныть, делали дело. Я работал в годы застоя, когда еще КГБ свирепствовал. И я всегда говорю: надо пытаться найти компромисс, а не так, как раньше говорили, мол, нужна активная жизненная позиция, режьте начальству правду-матку. А я говорю: «Не надо, начальник все равно вас сомнет, научитесь его обдуривать».

— А почему, на ваш взгляд, сейчас многие даже очень обеспеченные люди ударились в богоискательство: кто в православие, кто в каббалу, кто в язычество?

— У человека три составляющие, на которых он держится: первое — материальная независимость, второе — физическое здоровье и третье — духовное развитие. А у нас вся педагогическая система направлена на то, чтобы выбить из человека мышление. Поэтому человек идеологически не тверд и легко ударяется в мистические учения. Кто-то из великих сказал: полузнания победоносней истинного знания из-за простоты формулировок. Истинное знание сложное, а люди с детства не привыкли мозгами работать.

— А почему у нас в России традиционно уважают сильных, а не умных?

— Дураки уважают сильных, а умные умных, я в этом уверен. Наш народ умный, но не умеет пользоваться этим умом. Зарабатывают деньги, а потом тратят их на гулянки, свадьбы, праздники. Например, празднование Нового года, по моему мнению, это идиотизм. Человек должен расти и развиваться, а он в это время деградирует. Деньги нужно тратить на собственное развитие.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments