Единственные защитники

Профсоюзы в России — единственная общественная организация социальной направленности, главной задачей которой является защита интересов наемных работников в сфере социально-трудовых отношений

Уровень развития общества во многом определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений. Право человека на труд относится к основным правам человека, а состояние законодательства и реального положения дел в области реализации данного права не только является показателем цивилизованности общества, но и непосредственно воздействует на его нравственность, эффективность его экономики. Можно констатировать, что сфера труда в значительной мере является основой экономики. Все остальное зависит и производно от эффективности его применения. Непонимание этого создает почву для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.

Цивилизованные отношения в сфере труда возможны лишь при наличии определенных традиций в этой сфере и при условии взвешенного подхода государства к решению возникающих в этой сфере проблем, что в немалой степени определяется состоянием правовой культуры всех участников этой деятельности.

Заявив о себе как о социальном государстве, Российская Федерация в ст. 7 своей Конституции закрепила положение, в соответствии с которым ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Безусловно, одним из важнейших условий достойной жизни человека является труд — как средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека, и труд этот также должен быть достойным. Сегодня Международная организация труда в качестве одной из главных задач рассматривает реализацию концепции достойного труда и достаточно четко формулирует свою позицию по этому вопросу, называя неотъемлемыми признаками достойного труда нормальные условия работы, справедливую зарплату, адекватную социальную защиту, отсутствие дискриминации, право голоса.

Одной из самых сложных в сфере социально-трудовых отношений является проблема справедливой оплаты труда. Я хочу остановиться на проблеме социально-трудовых отношений для северных территорий.

Районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности составляют более 60% территории России. Они имеют большое значение для экономики, т. к. здесь сосредоточены основные запасы энергоносителей и других природных ресурсов. Но северные территории очень слабо заселены и освоены вследствие того, что жизнедеятельность в неблагоприятных климатических условиях негативно отражается на здоровье людей, стоимость жизни в условиях холодного климата значительно выше, чем в средней полосе России, что обусловлено дополнительными затратами на питание, теплую одежду, отопление, да и работа в этих районах характеризуется повышенными трудозатратами. Данные факторы диктуют необходимость особых правил правового регулирования в сфере социально-трудовых отношений для трудящихся-северян, установления специальных гарантий и компенсаций, направленных на возмещение работникам дополнительных затрат, связанных с работой и проживанием в экстремальных условиях Севера. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Правительство РФ устанавливает перечень таких территорий. Особенностям регулирования труда лиц, работающих в этих районах, посвящена глава 50 ТК РФ.

14 июня 2011 года Правительством РФ было принято постановление № 466 «О признании утратившим силу постановления СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (опубликовано в Собрании законодательства РФ от 20 июня 2011 г. № 25 ст. 3602). Признанное утратившим силу постановление СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» содержало целый ряд дополнительных (не предусмотренных ТК РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I) гарантий и компенсаций.

Так, пунктом 13 постановления СМ РСФСР от 4 февраля 1991 г. № 76 Советам министров республик, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам автономных округов РФ было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов (затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, автономных округов, местных бюджетов).

На основании указанного пункта, с учетом действовавших в то время районных коэффициентов на территории Иркутской области 28 января 1993 года главой администрации Иркутской области Ю.А.Ножиковым было принято постановление № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», в силу которого с 1 января 1993 г. в субъекте введен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,6 — на территории г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов; 1,4 — на территории г. Братска, Братского района; 1,3 — на территории остальных городов и районов юга Иркутской области, т. е. районный коэффициент к заработной плате на территории области увеличился с 10 до 40 процентов. Законодательным собранием Иркутской области был принят отдельный закон, закрепивший те же размеры районных коэффициентов для работников бюджетной сферы области, что и в названном постановлении № 9.

Следует заметить, что обком последовательно, постоянно и успешно начиная с 2001 года отбивал попытки работодателей снизить размер районного коэффициента на территории области.

Так, по итогам совместной с Государственной инспекцией труда проверки, проведенной в 2007 году по заявлению председателя профсоюзного комитета мехколонны № 30 ОАО «Востоксибэлектросетьстрой», руководителю организации было выдано предписание о необходимости выплаты работникам районного коэффициента к заработной плате в размере 1,3. Предписание Госинспекции труда было обжаловано работодателем в суде, районным судом в отмене предписания было отказано.

В 2008 году исполнение предписания было приостановлено, т. к. работодатель обжаловал нормативный акт в Иркутском областном суде. Рассмотрение этого дела в суде проходило в присутствии Государственной инспекции труда, администрации Иркутской области и обкома «Электропрофсоюз». Суд вынес решение, не устроившее всех. В результате рассмотрения нашей кассационной жалобы Верховный суд РФ решил, что нормативный акт, которым установлены размеры районного коэффициента на территории Иркутской области для организаций внебюджетного сектора экономики, полностью соответствует закону и подлежит применению (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.04.2008 г. по делу № 66-Г08-1).

После этого работодателем был изменен размер районного коэффициента, и работники ОАО «Востоксибэлектросетьстрой» получили 3 млн 154 тыс. руб. Этим решением Верховного суда РФ удалось сохранить и действие Постановления № 9 от 28 января 1993 года главы администрации Иркутской области Ю.А.Ножикова. Однако ситуация с принятием постановления Правительства РФ от 14.06.2011 г. № 466 может кардинально измениться. Общеизвестно, что нормативный правовой акт утрачивает силу, когда компетентным органом издан новый нормативный акт, установивший по данному вопросу новые правила поведения.

Таким образом, формально работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, с момента вступления в силу постановления № 466 (т. е. с 28 июня 2011 г.) вправе снизить размер районного коэффициента к заработной плате работникам области с 10 (на юге области) до 40 (на севере области) процентов, тем более что Правительством РФ до настоящего времени размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций не установлен (ст. 316 ТК РФ). Статьей 12 ТК РФ также предусмотрено, что нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Если допустить, что размер районного коэффициента, установленный работникам до 28 июня 2011 года, не может быть уменьшен, то лицам, заключившим трудовые договоры после указанной даты, он может быть снижен.

Нетрудно догадаться, что реакция работников, у которых в законном порядке отнимут практически половину заработной платы, будет адекватной и протестные действия последуют незамедлительно.

Между тем, согласно ст. 55 Конституции РФ, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, которые могут быть ограничены законом только в случае, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.

Помимо этого, постановление № 76 (п. 14) содержало и такую дополнительную гарантию, как сохранение за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией организаций и учреждений, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, средней заработной платы по прежнему месту работы за счет средств организаций, высвобождающих работников. Попытка работодателя обжаловать данный пункт успехом не увенчалась (решение ВС РФ от 22 июня 2004 г. № ГКПИ04-775, оставленное без изменения Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 5 октября 2004 г. № КАС04-499).

С принятием постановления Правительства РФ от 14.06.2011 г. № 466 данная норма также утрачивает силу. В соответствии со ст. 35.1. Трудового кодекса РФ, проект постановления Правительства РФ от 14 июня 2011 года № 466 , как нормативный правовой акт, фактически регулирующий порядок предоставления ранее предусмотренных гарантий в сфере труда, при прохождении обязательной процедуры предварительного обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, не был поддержан стороной комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов. Несмотря на это, постановление правительства № 466 принято.

Удастся ли сохранить установленные районные коэффициенты в регионе в повышенном размере, сейчас зависит не только от нас, хотя Иркутский обком «Электропрофсоюз» намерен инициировать судебный процесс по отмене постановления № 466 от 14.06.2011 г.

Д.А.Баяджан, правовой инспектор Иркутского обкома «Электропрофсоюз»

Метки:
baikalpress_id:  15 409