Кто заправляет заправками?

Автозаправочные станции Иркутска вновь поменяли ценники 16 сентября. Теперь АИ-95 стоит 29 рублей, АИ-92 — 26 рублей 70 копеек. В общем, стоимость поднялась на 30-50 копеек, в зависимости от марки топлива и торговой компании. К традиционным негодованиям автомобилистов присовокупились и владельцы НК.

По данным эксперта «Пятницы», коммерческого директора сети АЗС «Омни» Дениса Писаревского, с начала года розничные цены на АИ-98, 95, 92 выросли примерно на 6%, в то время как оптовая цена увеличилась до 24%. «У нас, как у продавцов розничного ритейла, маржа заметно снизилась. Сейчас наша торговая наценка составляет около 7,5—8% к закупочной цене. Это очень низкая маржа, которая не позволяет покрывать затраты при реализации нефтепродуктов. В нашей сфере продажи рентабельны при наценке 30—40%».

Получение прибыли — основная цель любого предприятия. При этом, по данным Дениса Писаревского, с 1 января 2011 года акцизный сбор в государственную казну был увеличен даже не на 1 рубль на литр, как обещали, а на 2—2,5 рубля на литр, поэтому нефтепереработчики увеличили цены с нового года до 10%. На данный момент акцизный сбор с литра бензина составляет в среднем 5,5 рубля.

На нефтяные компании возложена довольно большая налоговая нагрузка, они теряют на рознице, но хотя бы зарабатывают на опте и в целом получают прибыль при реализации нефти на экспорт и на внутреннем рынке. А вот розничные продавцы не выдерживают налоговой нагрузки и несут значительные убытки. Уже сейчас можно говорить о том, что стоимость заправок, как объектов бизнеса, упала, владельцы продают их и уезжают за рубеж либо перепрофилируют свой бизнес.

Специалисты не берутся прогнозировать, сколько может продолжаться такая ситуация, но уверены, что решить ее должен здравый смысл в подходе к ценообразованию на топливном рынке.

— Мы находимся в преддверии монополизации государством рынка нефтепродуктов. На данный момент в стране действует порядка пяти нефтяных компаний, которые формируют оптовые цены, — рассуждает Денис Писаревский. — Из 25 тысяч заправок 16 тысяч принадлежит независимым операторам, остальные 6 тысяч — вертикально интегрированным компаниям.

Цель такой политики государства эксперт усматривает в сдерживании социальной напряженности в регионах в преддверии выборов в Госдуму и президента РФ. Фактически власти пытаются регулировать рынок и сдерживать рост розничных цен, не обращая внимания на оптовые цены. Однако выжить в таких условиях смогут не все игроки.

— Россияне тратят 10% своего бюджета на топливо, тогда как европейцы — порядка 1—2%, несмотря на высокий уровень цен в этих странах и доходы. В России, как нефтедобывающей стране, таких цен быть не должно. Я, как потребитель, против того, чтобы повышались розничные цены, но как коммерческому директору сети АЗС мне важно, чтобы была адекватная торговая наценка, которая позволяла бы платить зарплату сотрудникам, налоги государству и получать прибыль, что является основной целью нашей деятельности, — подытожил Денис Писаревский.

Загрузка...