Записки из Болгарии

Сегодня в «Пятнице» продолжение новой рубрики. Автор — иркутянка, которая живет в Болгарии

Почти год назад иркутянка Наталья Макарова вместе с мужем переехала в Болгарию. Поскольку Наталья поклонница рубрики «Замужем в Америке», ей захотелось писать заметки для читателей «Пятницы» о новой стране. Вот что рассказывает о себе сама Наталья: «Мне 35 лет, пребываю давно и счастливо замужем. По окончании экономического вуза мне довелось работать бухгалтером в различных организациях, однако любовь к цифрам так и не пришла. В прошлом редактор университетской газеты, я подумала снова попробовать себя на этом поприще, а переезд в Болгарию лишь ускорил мое решение. Когда мужу предложили работу в Варне, мы серьезно задумались — ведь не так-то просто покидать родные пенаты. Но тяга к путешествиям, желание окунуться в иной мир, посмотреть на жизнь другой страны изнутри взяли верх. Предлагаю присоединиться ко мне, ведь это так интересно!

*Население страны около 7 миллионов человек, из них в Варне, по Википедии: «Согласно официальным источникам, насчитывает около 344 000 человек (перепись 2011 года), однако по неофициальным данным, в городе проживают от 800 000 до 1 000 000 жителей». Разброс поразительный. Но даже если остановиться на цифре в полмиллиона, все равно непонятно, где же размещается такая масса народа. Открыв карту города, показалось, что да, город действительно большой. Но при движении почему-то все время промахивались мимо нужного поворота. Ситуация похожа на рассказанную некогда знакомым словаком про свою страну. Словакия такая маленькая, что у всей армии на вооружении стоит всего 4 самолета — МиГи, оставшиеся со времен Варшавского договора. Но обучение пилотов происходит исключительно на тренажерах, потому что в реальности, пока МиГ набирает скорость, он уже оказывается на территории другой страны, а это международные проблемы. Так вот и здесь, пока набираешь скорость, уже оказываешься в другом квартале, точнее сказать — в квартальчике.

Варна по численности как Иркутск, однако все население между собой если не родственники, то сто процентов знакомые. По площади она ненамного отстает от нашего города, но пространственно воспринимается категорически меньше. Весь город пересекают 4 основные улицы в длину, 4 — в ширину. От одного конца Варны до другого — 30 минут езды. Возможно, все дело в его разбросанности. Некоторые районы расположены в отдалении и называются, например, квартал Аспарухово или квартал Галата. И хоть по закону это город, по географии это пригород, за счет которого Варна прирастает по площади и численности. А если к этому приплюсовать близлежащие курортные зоны типа Золотые пески, Святой Константин и Елена, то понятно, откуда берется иллюзия большого города. Если отбросить подобные пригородные районы, остается совсем маленькая площадь с узкими улочками и крохотными двориками.

 При этом город плотно напичкан всевозможными промышленными, транспортными, финансовыми, торговыми, образовательными, культурными, развлекательными и прочими учреждениями. К слову сказать, из 10 самых богатых жителей страны семеро живут в Варне, которая к тому же является морской столицей Болгарии.

*Движение и парковка в Варне. При немалом трафике пробок нет. На перекрестках дорога расходится на три направления — налево, направо, прямо, потом снова сходится. Знаки, развязки, светофоры — все предельно понятно, кроме одного — наименование улицы, по которой вы передвигаетесь, указано только на карте, которая у вас в руках (исключение — крупные перекрестки главных улиц). Точками привязки служат памятники архитектуры и номера домов. Методом нехитрого сопоставления объектов можно определиться со своим местоположением. Если это удается проделать на скорости, считайте себя Шумахером. С изучением города появляются собственные ориентиры, очень напоминающие фильм «Джентльмены удачи»: там еще мужик сидит и дерево вот такое. Вначале мы передвигались именно так: от мужика к дереву, от дерева к мужику. Радует, что мы не исключение, соседи это подтвердили. Как-то смешно было пользоваться в таком маленьком городе GPS, но пришлось.

*Правила дорожного движения соблюдаются строго. А как же иначе, если на всех светофорах города установлены камеры: а ну-ка, рискни-ка! За пределами видимости камер все намного проще, сюда Евросоюз со своими законами еще не добрался. Зато он добрался до дорог, строительство которых успешно профинансировал. По значимости и возможности использования они делятся на 6 уровней: автомагистраль, автотрасса с разделительной полосой, дорога первого, второго, третьего и четвертого класса. А все, что здесь именуется дорогой, вне зависимости от класса, имеет асфальтированное дорожное покрытие. И если судить по карте, то данного материала в Болгарии закатано немало.

*За дорогами следят очень строго. Каждую весну по всем направлениям проходят специальные дорожные службы с соответствующей техникой, причем максимальное внимание уделяется второстепенным дорогам. Первоклассные трассы изначально строили так, чтоб потом долго не ремонтировать. А вот на деревенских путях, очевидно, сэкономили — или подлатали старые, или положили не очень крепкие новые. Но после зимы все приводится в подобающий вид. Многие предпочитают передвигаться именно по этим дорогам, так как скорость в 100 км/ч покрытие позволяет держать свободно, а скоростных ограничений нет. Но лично нас, как выходцев из Сибири, немного напрягает слишком частое расположение населенных пунктов, так что особо не разгонишься.

*Знакомство с дорожной полицией. На тринадцатый день пребывания в солнечной Болгарии мы познакомились с местными гибддшниками, иначе — с дорожной полицией. Вернее, это они с нами познакомились. Судя по торопливому шагу и спешному взмаху палочкой, возникло ощущение, что нас поджидали, впрочем, так и оказалось. Нарушение, конечно же, было — это превышение скорости на 10 км/ч при допустимой 60 км/ч. Знак «ВАРНА» ограничивает скорость до 50 км/ч, но на него мало кто реагирует, потому как до самой Варны еще далеко. И даже если сбросить скорость, то остальные водители вас просто не поймут. В общем, не выбиваясь из общей колеи, мы совершенно спокойно проехали мимо этой самой полиции 12 раз, а на тринадцатый были остановлены.

И хотя официальным предлогом остановки было превышение скорости, попутно ребята сообщили, что регулярно видят нашу машину, и им надо знать, кто такие и прочее. После краткого знакомства и нескольких вопросов о житие-бытие они сообщили о необходимости оплатить штраф в 100 левов (2000 руб.), но еще немного пообщавшись (не имеется в виду желание дать или взять взятку), нас благополучно отпустили. Вечером местные жители объяснили, что проезжать данный знак со скоростью 60 км/ч — это злостное нарушение, а вот со скоростью 57 км/ч — это можно.

*Движение в Варне неспешное, монотонное, лишь изредка нарушаемое каким-либо болгарским гонщиком. В целом болгары спокойно едут, терпеливо ждут, пешеходам никто не угрожает, один словом — «все в порядке, Ворошилов на лошадке». Но все меняется, когда в город приходят они — румынцы (румыны по-болгарски). Нашествие соседей наблюдается в разгар летнего сезона, и к этому надо быть готовым, о чем нас своевременно предупредили. Они приезжают компаниями по 6—7 машин, двигаются «паровозиком», «нос в хвост», и никакие светофоры, правила или ограничения им не помеха. Глава колонны обязательно проедет на мигающий желтый, остальные, не сбавляя скорости, последуют за ним, но уже на красный. Тут же образуются пробки, хаос, негодование, и вот-вот Ворошилов упадет. В отличие от упорядоченного движения, с парковкой в Варне определенно проблема. Машины ночуют, следовательно и живут, вокруг многоэтажек во дворах, на улицах, в общем, в любой щелочке, в которую смогут пролезть. Большинство их них застрахованы, а страховка и платная стоянка здесь понятия несовместимые. Я как-то спросила: «Вы на ночь оставляете машину просто так, на улице. Почему на платную стоянку не отгоняете?» На что мне ответили: «Зачем? Она ведь застрахована. Платить дважды — страховщикам и за стоянку — я не собираюсь. Если с ней что-то случится, то это уже не мои проблемы, а страховщиков».

Последние из упомянутых в Болгарии — уважаемые люди, попутно возглавляющие федерацию, например, киокушинкай-каратэ. Угоняйте, если есть желание, но оно возникает нечасто. Поэтому и платных ночных стоянок в городе всего пара-тройка. В центре города проблема с парковкой усугубляется наплывом машин с окрестностей. При взгляде на улицу, утыканную автомобилями, возникает единственная ассоциация — «кильки в томате». Зачастую авто подпирают друг друга. Хозяин машины, которая преградила выезд остальных, оставляет на своем лобовом стекле визитку. Достаточно лишь позвонить ему, сообщить, что вам надо выехать, и «няма проблем», как говорят болгары.

Продолжение в следующем номере «Пятницы».

Метки:
baikalpress_id:  15 374
Загрузка...