Сокуров в Иркутске

Всемирно известный режиссер вернулся на родину, которой «уже нет»

Для перечисления всех премий, лауреатом которых является Александр Сокуров, не хватит страницы: премия имени Андрея Тарковского, Роббера Брессона, Витторио де Сика, ФИ-ПРЕССИ, «Ника», ТЭФИ и многие другие. Еще в 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. А родился всемирно известный режиссер в Иркутской области — в ныне уже не существующей деревне Подорвихе. В наш город Александр Николаевич прибыл со своим фильмом «Александра». Его специальные показы в кинотеатрах Иркутска и Ангарска открыли ретроспективу режиссера, которая приурочена к 60-летию автора. Журналисты «Пятницы» встретились со знаменитым земляком.

— Александр Николаевич, вы вернулись на родину. Какие ощущения? — Не последнюю роль для меня играет тот факт, что такого места, как Подорвиха, нет. Однажды я стоял на одной стороне Ангары, а с другой стороны берега была вода. Мне сказали, что там было место, где я родился. Все ушло под воду, а я, получается, утопленник. Все стерто и уничтожено, у меня никакой родины и нет. Когда человек что-то затапливает или взрывает, он должен понимать, что он уничтожает чью-то жизнь. Не только прошлую, но и будущую. Там теперь никогда не будет жизни.

— Вы связаны с кино уже очень долго. Расскажите, какие процессы происходят сейчас в нем?

— Есть кино коммерческое, которое снимается только для того, чтобы прорекламировать какой-то товар. Это, как правило, многосерийное телевизионное кино. Другая часть кинематографа отражает только то, что происходит с авторами кино. Если в голове отдельного режиссера или сценариста возникнет существенная идея, желание борьбы за существование или благородство, то это появится в кино. Хорошо, что есть усилия таких людей, но это — всего лишь событие конкретно этого режиссера и его съемочной группы. Это никак не связано с общенациональными задачами. Поэтому нельзя сказать, что у нас есть русское кино, только попытки отдельных людей.

— А есть надежды, что русское кино все-таки будет?

— Да. У нас есть к этому предрасположенность, но одной ее мало, нужны еще огромные усилия. У меня сейчас большие надежды на интернет-пространство. Сейчас очень много хороших работ снимают молодые и размещают их в Интернете. Недавно был фестиваль в Петербурге «Метрополис», который собрал около 300 начинающих режиссеров. Одна из самых удивительных работ была прислана 15-летним школьником, а снимала его одноклассница на любительскую камеру. Такого совершенства и такого идеального владения инструментом я не видел! В эти годы я был никто. Это происходит от того, что формируется новое качество человека. Вы — то самое поколение, которое с детства умеет апеллировать картинками, когда нам этому нужно было специально учиться. Умеете ли вы апеллировать смыслами — вопрос другой, но генетически в вас есть визуальный контакт с реальностью.

— Что бы вы посоветовали посмотреть из российского кино?

— Я в большей степени читатель, чем зритель. Могу порекомендовать работу Сергея Карандашева, блестящего петербургского режиссера, «Странник». Непревзойденной фигурой кинематографа является Кира Муратова. Равного ей режиссера нет: рядом с ней не стоят ни американцы, ни французы. Документалист Александр Расторгуев снимает сейчас своеобразную игровую ленту, в которой не участвуют профессиональные артисты. Судьба у этой картины тяжелая, потому что в ней много ненормативной лексики. Это жесткое мужское кино, поэтому найти его будет сложно. Его картина «Чистый четверг» тоже запрещена к показу на телевидении, но я советую ее найти. Это история времен чеченской войны, которая великолепно снята и блестяще смонтирована. Это работа, сделанная человеком, который болеет за свое отечество, но умеет смотреть правде в глаза.

— На ваш взгляд, кино должно быть таким жестким?

— Не обязательно. Но лирического кино сейчас очень мало. Я полагаю, это происходит от настроения общества. Люди готовятся к большому испытанию, они еще не знают, какое это будет испытание. Я, как человек, чувствующий настроения общества, это вижу.

О чем фильм

«Александра» — история о том, как пожилая женщина приезжает навестить внука, который служит в боевых частях на Северном Кавказе. «Мы снимали в Грозном, в Ханкале, где располагается группировка российских войск. Среди героев — военнослужащие, солдаты, офицеры и местные жители. Но в картине никто не стреляет, никто не убивает. Люди разговаривают друг с другом, слушают друг друга, всматриваются друг в друга», — говорит режиссер Александр Сокуров.

Губернатор и режиссер

В среду, 24 августа, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев встретился с кинорежиссером Александром Сокуровым. Их встреча состоялась в рамках специальных показов фильма «Александра» и ретроспективы «Российский ковчег Александра Сокурова», которые организованы в Иркутске и Ангарске. Дмитрий Мезенцев и Александр Сокуров вместе посетили архитектурно-этнографический музей «Тальцы», где осмотрели экспозиции.

И это все о нем

Александр Николаевич Сокуров родился 14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 году затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье военнослужащего, участника Великой Отечественной войны. Начал учиться в школе в Польской Народной Республике, а закончил в Туркмении. В 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского университета. Во время учебы работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где уже в 19 лет выпустил несколько телевизионных фильмов и программ в прямом эфире, в том числе и спортивные передачи. В 1975 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1979-м, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение из-за нарастающего конфликта с администрацией института и руководителями Госкино.

Метки:
Загрузка...