Мало светофоров

«Пятница» продолжает серию публикаций о ситуации на дорогах Иркутска

Сегодня своим мнением с читателями «Пятницы» делится руководитель филиала государственного строительно-монтажного эксплуатационного предприятия Министерства внутренних дел по Иркутской области Валерий Михайлович Алещев. Именно эта организация занимается установкой, обслуживанием, содержанием и ремонтом светофоров, разрабатывает совместно с ГИБДД схемы движения. Очень важная часть работы иркутского филиала ГОССМЭП МВД — отслеживание очагов аварийности.

Есть мнение, что проблему аварийности на дорогах помогут решить модернизированные светофоры, оснащенные поворотными стрелками, но Валерий Михайлович Алещев, руководитель филиала ГОССМЭП МВД РФ по Иркутской области, считает, что этим проблему не решить. Он предложил сравнить два соседних города: Иркутск и Ангарск. В Ангарске существует более-менее развитая дорожная система с учетом застройки, современная планировка, широкие проспекты, соответственно там можно сделать хорошие развязки. В Иркутске ситуация гораздо сложнее. Есть исторический центр с улицами, не рассчитанными на большой поток автотранспорта.

— В Иркутске до сих пор не выработана стратегия развития транспортной схемы, — считает Валерий Михайлович. — И не отсутствие стрелок мешает упорядочить движение транспорта, а плотная застройка. Дополнительные светофорные стрелки предполагают наличие дополнительных полос для движения. Наши перекрестки перезагружены транспортом, и везде не хватает ширины проезжей части. Должно быть комплексное расширение перекрестков с учетом расширения проезжей части, тротуаров и пешеходных переходов, включения дополнительных секций на светофорах.

— А сколько Иркутску нужно светофоров?

— Все зависит от насыщенности транспортом, транспортной стратегии. Давайте сравним. В Канаде в городе Реджайна 350 светофоров при численности населения 180 тысяч человек. В Канадзаве, Япония, на 350 тыс. человек 250 светофоров. А у нас население 600 тыс., а светофоров 86! Кстати, пока я был в Канадзаве, ни разу не попал в пробку или аварию, движение отрегулировано до секунды.

Вторая большая проблема, по словам Валерия Алещева, это отсутствие в городе парковочных мест. В Иркутске и так уже невозможно приткнуть куда-то машину, и при этом строятся новые офисные здания и торговые центры прямо вблизи проезжей части. Естественно, без парковок. В результате машины ставятся вдоль проезжей части и на тротуарах.

— Нужно либо ограничивать въезд в центральную часть города, либо строить парковки, — говорит Валерий Михайлович.

— Я пробовала задать вопрос об ограничении въезда в центр города мэру, он сказал, что категорически против этого.

— Знаете, я бывал в Японии, изучал развитие городской транспортной схемы. Так вот, в городе Канадзаве транспорта в два раза больше, чем в Иркутске; на каждую семью приходится по два-три автомобиля, а пробок нет. И все благодаря разумной организации потоков. Там три транспортных кольца, и в центральную часть города разрешен въезд только общественному транспорту: автобусам, поездам метро. Возле первого кольца сделаны парковочные места в пять этажей, жители города ставят машины и пересаживаются на автобусы или метро, чтобы добраться до своего офиса или торгового центра. Далее — второе транспортное кольцо, куда частично допускаются личные машины. И третье кольцо, куда разрешен въезд всем автомобилям. Важно, что общественный транспорт возит людей круглые сутки. Точно так же надо решать проблему в Иркутске. У нас центральная часть города перенасыщена автотранспортом, все административные здания, торговые площади находятся в центре, и все туда стремятся. А улицы уже давно не справляются с нагрузкой и используются для стоянки машин.

Самое удивительное в этой ситуации, что люди, которые управляют городом, хранят по поводу перспектив развития транспортной схемы Иркутска гордое молчание. Как будто эта тема под запретом. Непонятно, почему продолжают возникать огромные здания без парковок, почему застраиваются оставшиеся клочки земли, которые могли быть использованы под стоянки. Очень странно, учитывая, что по уровню вредных выхлопов Иркутск находится в десятке лидеров по России. Складывается впечатление, что у всех опустились руки. Наверное, просто воли не хватает. Несомненно, тот человек, который займется иркутскими дорогами и транспортом всерьез, навечно оставит свое имя в памяти горожан.

— Еще одна проблема Иркутска — повальное хамство на дорогах. Это «фирменный» стиль города.

— У нас 37 филиалов по стране, и мы постоянно общаемся с коллегами из других регионов. Ездим в Улан-Удэ, Новосибирск, Красноярск — там все иначе. Есть уважение водителя к водителю, и неважно, какой у кого стаж. Есть то, что называется культурой вождения. Может, там учат иначе? Ну и, естественно, местные власти не пускают проблемы на самотек.

Опять же проблема маршруток. По словам Валерия Алещева, в соседнем Красноярске на маршрутах общественного транспорта работают автобусы только средней и большой вместимости. Нет разбитых «Истан» и «Газелей», которые как сумасшедшие летают по городу, обгоняя друг друга в борьбе за пассажиров. А в Иркутске об этом только говорят, мол, надо навести порядок. Говорят, говорят, а «Истаны» все гоняют и гоняют.

— А что вы скажете о давней идее сделать часть города пешеходной зоной, как Арбат в Москве?

— Я только за. Меня, конечно, очень удивила позиция администрации города и антимонопольного комитета по поводу Урицкого, где мы принимали участие в установке знаков. Насколько я помню со студенчества, эта улица всегда была пешеходной, местом встреч молодежи, прогулок. И когда некая коммерческая структура возмущается, что ей подъезды перекрыли... Ну давайте посмотрим: в Улан-Удэ власти перекрыли часть улицы Ленина и сделали нормальный пешеходный сквер, и ни одна коммерческая структура никаких претензий не предъявляла. Там кафе, магазины и фонтаны, все довольны. Мы же устроили вокруг улицы Урицкого спектакль.

Центр решит проблему?

«Решение проблемы зависит от консолидации всех сил, — считает Валерий Алещев, — нужен единый центр, способный координировать работу проектировщиков и администрации. Так, например, в Новосибирске есть региональный центр дорожной отрасли. Конечно, вопрос давно назрел. У нас есть частные структуры, которые понимают, что успех бизнеса зависит от наличия удобных парковок. К примеру, ООО «Фортуна» позаботилось обеспечить удобные подъезды, парковочные места. Но есть многочисленные деловые центры, владельцев которых совершенно не волнует, что происходит вокруг. Поэтому и нужен центр, может быть под эгидой губернатора или общественных организаций».

Метки:
baikalpress_id:  31 094