Летите, как хотите

Сотни иркутян не могут добраться до южных курортов и обратно

Неприятности у отпускников начались неделю назад — в четверг прибывшие в Иркутский аэропорт люди узнали, что рейс до Анапы авиакомпании «Континент» отменен. Ситуацию удалось разрешить достаточно быстро — в течение дня 142 человека рассадили в самолеты других авиакомпаний и отправили в южном направлении. Однако уже к выходным стало понятно, что инцидент не исчерпан. По данным Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, рейсы были расписаны до 8 сентября. Билеты на них купили около пятисот жителей Иркутской области. При этом в российских аэропортах отказались заправлять принадлежащие «Континенту» воздушные суда из-за огромных долгов компании, которые на сегодняшний день уже превысили тридцать миллионов рублей. Расплатиться по счетам перевозчикам нечем — они признали себя банкротами. Генеральный директор предприятия Владимир Красильников задержан по подозрению в мошенничестве и сейчас дает показания московским следователям. А тысячи пассажиров в разных точках России пытаются вернуться домой с курорта, улететь на отдых или, хотя бы, вернуть деньги за испорченный отпуск.

Жительница Железногорска-Илимского Татьяна Сухарева еще год назад вместе с мужем задумала свозить внука на море. Подкопили денег, выбрали экскурсии, заранее забронировали жилье и уже в апреле купили билеты на самолет. Рейс с вылетом из Иркутска авиакомпании «Континент» был назначен на 4 августа. «В прошлом году дочь летала этой же компанией на юг. Все было нормально, поэтому и мы решили купить у них билеты», — рассказывает Татьяна.

О том, что долгожданный отпуск может быть сорван, супруги узнали в прошлые выходные: «Вечером в субботу вернулись с дачи, включили телевизор и узнали из программы новостей, что все рейсы «Континента» отменены. Как мы пережили эту ночь, лучше не вспоминать — сплошные нервы, эмоции и успокоительные лекарства. Утром стали звонить в иркутские агентства, умолять, чтобы нам помогли достать билеты на другой рейс. Я очень благодарна, что люди пошли нам навстречу. Я купила билеты в другой авиакомпании, и мы улетим, как и планировали, в этот четверг». Правда, этой семье придется значительно изменить свои отпускные планы. Билеты, купленные в апреле, обошлись им почти в тридцать тысяч рублей (в обратную сторону они покупали билеты позже, и полетят домой с другой авиакомпанией). Сдать их и вернуть деньги пока не удалось, зато пришлось нести дополнительные незапланированные расходы на другие билеты уже по более высокой цене — почти пятьдесят тысяч рублей. Причем долетят они только до Краснодара, а до Анапы, где уже забронировано жилье, еще предстоит добраться на автобусе.

После возвращения домой Татьяна намерена подавать на авиакомпанию «Континент» в суд. По-другому вернуть деньги никто из пассажиров уже не сможет. «Первым пассажирам, которые обратились к нам, чтобы сдать билеты, мы еще успели вернуть деньги. Остальным помочь, к сожалению, не можем — денег на счетах авиакомпании нет», — говорит старший администратор смены иркутского центрального агентства воздушных сообщений (ЦАВС) Галина Усова.

По ее словам, сейчас пассажирам оказывают только информационную помощь — дают номера телефонов горячих линий и представительств авиакомпании, рекомендуют обращаться в суд, желающим улететь рейсами других перевозчиков сообщают расписание полетов. Но гарантировать, что в самолете будут свободные места, не может никто. Это выясняется только во время регистрации пассажиров в аэропорту. Если повезет и кто-то опоздает, улетишь, нет — останешься сидеть на чемоданах.

Рисковать отпуском решаются немногие. В основном люди хотят сдать билеты и получить свои деньги. Хорошо еще, если эти деньги не были взяты в долг. «На днях нам звонила женщина из Ангарска. На отдых в детский лагерь Анапы она отправила отдыхать троих детей. 23 августа собиралась лететь за ними с «Континентом». Чтобы покрыть эти расходы, она взяла кредит в банке. Выплачивать его все равно придется, когда компания вернет деньги, неизвестно, а где взять еще средств, чтобы улететь за детьми, она не представляет», — рассказали сотрудники ЦАВСа. В аэропортах курортной зоны ситуация пока стабильная. «Пассажиров хоть и с задержкой, но отправляем — распределяем на рейсы других авиакомпаний. Больше суток пока никто не ждет. Стараемся, чтобы вылет состоялся в соответствии с датой, указанной в купленных ранее билетах», — сообщили в справочной службе аэропорта Анапы.

Это ваши права

В Восточно-Сибирской транспортной прокуратуре пояснили, что в настоящее время в Иркутском аэропорту представителями авиакомпании «Континент» производится переоформление авиабилетов на рейсы других авиакомпаний: «По возникающим вопросам авиапассажирам следует обращаться непосредственно к представителю данной авиакомпании Карташову Сергею Михайловичу, либо в представительство авиакомпании «ЮТэйр», которые располагаются на первом этаже вокзала внутренних воздушных линий аэропорта Иркутск».

В этом ведомстве также напомнили пассажирам, что в случае задержки или отмены рейса по вине перевозчика им обязаны предоставить бесплатно:

* комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

* два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

* прохладительные напитки при ожидании отправления рейса более двух часов;

* горячее питание при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов — в дневное время и каждые восемь часов — в ночное время;

* размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов — в дневное время и более шести часов — в ночное время;

* доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

* организация хранения багажа.

Кто обанкротил «Континент»?

По информации, распространенной российскими информационными агентствами, причиной банкротства авиакомпании «Континент» стало решение генерального директора Владимира Красильникова (владельца 25 процентов акций предприятия) приобрести без согласия акционеров несколько самолетов Ту-154М в июне этого года. На это была направлена значительная часть выручки, полученная от продажи авиабилетов. Всего на летние рейсы «Континент» продал более 35 тысяч билетов на 10 миллионов долларов. Вместе с тем задолженность перед российскими аэропортами на конец июля составила 32 млн рублей. В то же время Росавиация объявила об аннулировании сертификата этой авиакомпании.

Иркутский эксперт, пожелавший остаться неизвестным, сказал в беседе с корреспондентом «Пятницы», что дееспособность авиакомпании «Континент» вызывала сомнения с первых дней ее появления на рынке пассажирских перевозок: «Расписание рейсов было составлено крайне неграмотно. Они без организации пробных рейсов намеревались обслуживать направления, которые были абсолютно нерентабельны. То есть финал — банкротство — был лишь вопросом времени».

Куда звонить?

Горячие телефонные линии для пассажиров с авиабилетами компании «Континент» работают в областном управлении Роспотребнадзора. Вот их номера: 8-800-350-26-86 и 8(3952) 33-58-36. Специалисты отдела по защите прав потребителей помогут составить претензию к перевозчикам или судебный иск. Образец претензии также можно посмотреть на сайте областного Роспотребнадзора www. 38.rospotrebnadzor.ru Помимо этого в Интернете можно найти телефоны московских и красноярских представительств авиакомпании «Континент». Вот только дозвониться по указанным номерам нереально. В столичном офисе сотрудники не поднимают трубку, в красноярском идет сигнал «занято» на протяжении всего дня.

Загрузка...