Шашки наголо

Таксисты Иркутска организовали акции протеста по всей стране

Читатели «Пятницы» уже знают, что владельцы наших городских служб такси крайне негативно отнеслись к поправкам в закон о пассажирских перевозках (они вступят в действие с 1 сентября). Еще в мае, как только эти поправки были приняты, таксисты Иркутска устроили акцию «Похороны легального такси». Колонна из 300 машин c траурными ленточками на антеннах проехалась тогда по городу, привлекая внимание горожан к проблемам таксистов. Прошло всего 2 месяца, и «похоронное движение» как пожар распространилось по России. Акции, подобные той, что прошла в Иркутске, уже устроили (или только собираются) таксисты в 300 городах. Большую роль в этом протестном движении сыграли иркутяне: каждый из десяти участников совета ассоциации «Владельцы иркутских такси» организовал связь с коллегами из не менее чем тридцати городов. Цель — убедить их легально провести в период с 25 июля по 4 августа автопротест в каждом городе под названием «Похороны легального такси. Продолжение». О том, как прошла эта акция в Иркутске и чем именно недовольны таксисты — сегодня в «Пятнице».

В минувший понедельник колонна машин с желто-черными опознавательными знаками собралась на объездной дороге возле начала Байкальского тракта. Перед тем как двинуться с акцией протеста по улицам Иркутска, каждую машину обклеили желтыми стикерами с надписями: «Готова ли Россия к армии безработных с 1 сентября?», «Позор депутатам Госдумы!», «Дайте жить и работать!». К чести городских извозчиков, акция была проведена максимально корректно по отношению к горожанам, было сделано все возможное, чтобы не возникли пробки. Именно поэтому участвовали в «похоронах» всего пятьсот машин (хотя намеревались около тысячи с лишним). Решено было идти группами из десятка машин с интервалом в три минуты — ведь даже пятьсот машин одной колонной способны парализовать центр города.

Маршрут следования протестной колонны был незамысловатым. Взяв среднюю скорость, машины с желтыми наклейками «Похороны легального такси. Продолжение» двинулись по улице Байкальской к скверу Кирова. В общей массе потока наклейки сразу же привлекали к себе внимание — было видно, что пассажиры соседних авто внимательно читают то, что написано на желтых стикерах.

«В акции приняли участие практически все службы такси, которые есть в нашем городе, — говорит Алексей Новокрещенов, один из организаторов масштабной протестной акции. — Кто-то снял на эти два часа все машины с линии, кто-то ограничился десятком или меньше. Но в стороне практически никто не остался». Тем, кто участвовал в акции, часы простоя никак не компенсируют. «Страдают клиенты, страдают водители, — говорят таксисты. — Но если мы сейчас ничего не предпримем, то 1 сентября страдающих будет гораздо больше».

Против чего же так протестуют таксисты всей страны? Вот суть поправок «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием организации дорожного движения»: 1. Фирма такси должна обладать собственным автопарком. Или же машины должны быть взяты в лизинг. Для большинства таксистов такая норма неприемлема — ведь большинство машин взяты в аренду у индивидуальных предпринимателей, которые одновременно работают и водителями на собственных машинах.

2. Все машины должны быть выкрашены одной краской, цвет которой определит субъект Федерации, и иметь пресловутые шашечки. И если с черно-белым опознавательным знаком таксисты согласны, то вот краситься «под одну гребенку» никто не желает.

3. Разрешение на работу в сфере такси выдается на 5 лет, и только юридическому лицу или ИП. Все, кто раньше подрабатывал в такси, о дополнительном доходе теперь могут забыть.

4. Все машины должны быть оборудованы таксометром — но такое техническое новшество для таксистов под большим вопросом. Ведь сейчас пассажиры платят в основном за километраж, а не за время, проведенное в салоне такси. Теперь, по логике законодателей, надо платить за время.

5. Проверки фирм такси могут проводиться хоть каждый день — достаточно любого заявления. Кто написал кляузу — недовольный пассажир или конкурент, проверяющим неважно. По мнению водителей, подобная мера «конкурентной борьбы» способна буквально парализовать все пассажирские перевозки.

Встречные предложения таксистов, которые участвовали во всероссийской акции, сводятся к следующему — поправки не должны вступать в силу так быстро, уже в сентябре. Все новшества, конечно, имеют право на жизнь, но начать можно было бы совсем с другого. Сначала полностью легализовать рынок такси. Например, упразднить обязательную регистрацию ИП для работы. Вместо этого продавать разрешения на работу всем желающим стоимостью 1000 рублей на год с одновременным вводом конфискации автомобиля (как в Китае) за нелегальный извоз (без разрешения). Государство на легализации заработает гораздо больше, говорят сами таксисты. Обозначить участникам рынка реальные временные рамки. После периода легализации рынка, к примеру, за год решить вопрос безопасности пассажиров через дополнительное страхование. Обозначить, что через три года все машины должны быть оборудованы таксометрами. Еще через год — предупредить, что будет вводиться ограничение по применению правого руля в такси. Так же поступить и с мерой, которая регулирует год изготовления автомобиля. То есть бизнес должен на долговременную перспективу знать, в каком направлении двигаться.

«Когда был утвержден устав автомобильного транспорта, все разумные и выполнимые требования нами были исполнены, — говорит Евгения Шороп, председатель некоммерческой организации «Владельцы иркутских такси». — Мы поставили плафоны, сделали карточки водителей, обеспечили их квитанциями строгой отчетности, в каждой машине есть и тарифы, и выписка из этого самого устава. Медосмотр и техосмотр у нас есть. Что еще проверять? Зачем тогда новый закон, если все было сказано в уставе? Теперь можно все атрибуты такси убирать и работать нелегально: штрафы меньше, налоги платить не надо!»

Загрузка...