Бензин под запретом

Но покупатели марки АИ-80 не переживают из-за его исчезновения

Причиной постепенного исчезновения с АЗС АИ-80 стал технический регламент «О требованиях к бензинам», принятый в 2008 году. Согласно этому документу, с 1 января 2011 года производство 80-го бензина запрещено, так как он не соответствует стандартам Евро-3. Продажу АИ-80 на АЗС постепенно прекращают, но пока в Иркутске нет недостатка бензина этой марки, а потому автовладельцы не переживают.

— 80-й бензин при сгорании образует вещества, вредные для экологии и здоровья человека, — объясняет причину запрета АИ-80 Денис Писаревский, коммерческий директор НК «ОМНИ». — Поэтому постепенно, с массовым появлением автомобилей с улучшенными двигателями, происходит замена бензинов на более высокооктановые — АИ-95 и АИ-98. Что касается АИ-92 и АИ-80, то скоро их не будут выпускать. Во всяком случае, так гласит техрегламент.

Денис Олегович говорит, что сроки по самому популярному 92-му бензину пока не определены, а вот АИ-80 просуществует совсем не долго: «До сентября включительно его точно будут производить, а реализовывать будем до тех пор, пока не кончится». Кстати, «ОМНИ» продает АИ-80 в неограниченных количествах по 25,9 рубля за литр, хотя на многих крупных АЗС «Волгам» и «Нивам» уже делать нечего.

Стоит заметить, что на некоторых автозаправках, где также продается АИ-80 и при этом пользуется высоким спросом, вообще не верят в его исчезновение. «Я наблюдаю за этой ситуацией, — говорит Алексей, сотрудник АЗС «ФастОйл», — и хочу сказать: никуда 80-й не денется. У нас сельскохозяйственная и военная техника в большинстве своем заправляется 80-м, маршрутки тоже. К тому же не так давно в Уфе открыли завод по производству этого топлива — закроют его, что ли?» — Если учесть, что по дорогам Иркутска в подавляющем большинстве ездят иномарки, то для наших автовладельцев этой проблемы вообще, можно сказать, не существует. Посмотрите по сторонам: «японки», «европейцы» — все они ходят на 92-м, 95-м и дизельном топливе, — рассуждают Игорь и Андрей, продавцы автомобильного рынка. — А что касается стареньких «Волг», «Нив», «москвичей», «копеек», которые изредка встречаются, то их век закончен.

Впрочем, по словам специалистов, машину, чей двигатель при производстве был рассчитан на АИ-80, можно переделать. — Есть несколько вариантов. Например, купить новый двигатель, — объясняет начальник автоколонны Иркутской объединенной технической школы ДОСААФ России Николай Яковлев. — Конечно, он будет стоить в несколько раз дороже, чем вся подержанная техника. Вариант второй — переоборудовать машину под заправку газом, но и здесь есть свои плюсы и минусы. Такой ремонт будет стоить 20—30 тысяч рублей, но зато газ дешевле бензина. Правда, минусы есть и у газа — он замерзает зимой, и газозаправочных станций в городе, а тем более в области не так уж много. Вариант третий — обратиться в автосервис для переделки двигателя под 92-й бензин. Такая модификация тоже будет стоить денег, но не дороже, чем под газ.

В автоколонне Иркутской ОТШ ДОСААФ также есть автомобили, которые заправляются 80-м бензином, но их всего 7. Это БТР. Остальная наша техника либо на дизельном топливе, либо на 92-м бензине. Мы, кстати, пробовали в БТР заливать АИ-92. Машина, конечно, едет, но есть вибрация, а значит, долго так двигатели не протянут — будем модифицировать. И никаких переживаний на эту тему нет, единственное — 92-й бензин дороже. Но бастовать из-за этого не будем.

На чем ездят?

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, самый популярный вид автомобильного топлива в России — бензин АИ-92. Им заправляют свои машины 64% автовладельцев. Бензин АИ-95 используют реже — 19% опрошенных. Этот показатель существенно выше в Москве и Санкт-Петербурге (51%). Остальные виды топлива пользуются меньшим спросом: 5% заправляются бензином АИ-80, 1% — АИ-98, 3% — дизельным топливом, 2% — газом.

А в маршрутках — газ

«Газели» и ПАЗы, которые используются в Иркутске как маршрутные такси, рассчитаны на заправку АИ-80. Но беспокоиться, что с исчезновением этой марки бензина маршруток станет меньше, не стоит — водители заверили, что почти все их машины уже давно перешли на газ.

Загрузка...