Светить всегда!

11 июля свой профессиональный праздник отметят светооператоры

День художника по свету и светооператора отмечается в России пока неофициально. Однако в связи с широкой востребованностью этих специалистов появилась и необходимость создания профессионально праздника. 11 июля выбрали сами осветители — в этот день в 1874 году русский электротехник Александр Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания. Вам кажется, что светооператоров не так уже много? Тогда подумайте: кто освещает тигров на арене цирков, кто высвечивает певцов на сценах, кто создает светотехнические шоу, кто ставит световые акценты в театре? Накануне праздника о профессии светооператора мы поговорили с сотрудниками светотехнической службы Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова.

Денис Александрович Москвитин, начальник светотехнической службы:

— Эту профессию специально не выберешь — ей в Иркутске не обучают. Сейчас появились какие-то курсы художников по свету в Москве и Санкт-Петербурге, но тогда, 8 лет назад, когда пришел в театр, я ничего не знал об этом деле. А оканчивал я сначала энергетический колледж, потом университет путей сообщения — по специальности я энергетик, инженер. Многим кажется, что театр и энергетик никак не могут быть связаны, а ведь тут, кроме артистов, еще масса цехов, в том числе и наш, куда принимают тех, кто по профессии связан с электричеством. Конечно, здесь своя специфика. Наша главная задача — поставить свет для спектакля и провести его. Бывали случаи в нашем театре, когда вдруг перед спектаклем вырубало электричество. Но и это не паническая ситуация — нужно просто переключиться на вторую линию — театр питается от двух подстанций именно вот для таких ситуаций. Коллегам желаю успехов, хорошего настроения и удачи!

Виктор Владимирович Долгов, инженер:

— Я пришел в театр всего месяц назад — в службе занятости предложили это место, я согласился. По образованию я радиофизик. Раньше работал в областной больнице — обслуживал аппараты искусственной почки. Специфика разная, но ответственность сотрудник должен чувствовать на любом рабочем месте. В мои обязанности входит обслуживание оборудования — все проверить, продиагностировать, заменить что-то, если пришло время, и так далее. В театре мне нравится — здесь очень интересный коллектив. Я желаю коллегам, чтобы все работало, чтобы приборы не отказывали! Удачи, хорошего настроения!

Евгений Владимирович Цераниди, осветитель камерной сцены:

— Чтобы поставить свет для нового спектакля, мы собираемся большим коллективом — главный художник с режиссером оговаривают декорации, замдиректора по постановочной части раздает задания разным цехам, что нужно сделать — декорации, костюмы, парики, бутафорию, звук, а мы — свет! Свет устанавливается, когда уже готовы декорации. Создаются световые картины на определенные части спектакля, подключается оборудование и так далее. Мы присутствуем на каждом спектакле — без этого никак.

Татьяна Николаевна Демина, осветитель:

— Я отработала в нашем театре осветителем 15 лет! А теперь уезжаю в Санкт-Петербург на постоянное место жительства. Хочется сказать, что театр — это не только артисты, это еще очень много народу, которые делают все необходимое, чтобы спектакль состоялся. И свет — это одна из важных составляющих. Свет может усилить акценты и впечатления. Кстати, когда театр едет на гастроли — мы едем вместе с артистами, ведь даже самый опытный осветитель должен знать спектакль наизусть, чтобы сделать все правильно. Бывает, что и оборудование везем с собой, если на той площадке, куда мы едем, недостает определенных вещей. Еще хочется сказать, что в нашем театре одно из самых современных оборудований по свету — с таким открывали Олимпиаду в Пекине. Работать здесь — одно удовольствие. Я желаю коллегам душевного спокойствия!

Юрий Сергеевич Козлов, осветитель:

— Вообще-то я собирался быть шахтером, как дед. Я жил в Черемхово, там оканчивал колледж, после учебы пришел в центр занятости, там нашлась вакансия осветителя в местном театре. Освещал там спектакли 2,5 года, а потом перебрался в Иркутск — здесь появилась вакансия. Это было в 2004 году. В сентябре у меня 10 лет стажа осветителем. Когда бываю в разных театрах на спектаклях в качестве зрителя, то подмечаю для себя какие-то недочеты или, наоборот, интересные решения. Впрочем, в каждом театре своя специфика: кукольный театр, музыкальный, детский. В цирке совсем другое, на концертах — тоже свои решения. В театре мне очень нравится. Я желаю коллегам любить свою работу, успехов, творчества!

Иван Владимирович Занько, осветитель:

— Я пришел в театр на должность редактора, это было около года назад. До этого работал на телевидении 4 года, попробовал себя и журналистом, и оператором. Потом решил все поменять и оказался здесь. А когда ставили рок оперу «Я — Жанна Орлеанская», вдруг оказалось, что некому встать на «пушку» — это такой прибор с большим красивым лучом. Я попробовал помочь, и мне понравилось, а когда мне интересно, я погружаюсь в это целиком. В итоге я перевелся в нашу службу осветителем. Знаете, приборы так сильно нагреваются, что на них легко можно мясо жарить — к ним не притронуться, а когда стоишь на «пушке», несмотря на то что там работают вентиляторы — жара под 30 градусов. Если примерно посчитать, то на спектаклях у нас задействовано от 6 до 250 приборов. А вообще в театре тысячи лампочек. Я желаю коллегам, чтобы приборы не ломались, чтобы лампы работали вечно!

Метки:
baikalpress_id:  30 876