Черным по белому

Африканцы знакомят сибиряков со своей культурой

Звуки тамтама, зажигательные ритмы африканского танца, набедренные повязки из соломы и шкур диких животных, боевая раскраска на темнокожих лицах — все это теперь можно увидеть в столице Восточной Сибири. Сделать экзотику доступной для сибиряков и нести афрокультуру в массы решила шоу-группа «Джембе Африка».

Когда трое друзей-африканцев — Яник Мандикос, Адам Норберт и Щико Нико — думали, в каком из многочисленных городов России им остановиться для учебы, решили, что это будет Иркутск. И неспроста — друзья выбрали еще не заселенный своими земляками город, чтобы стать здесь по-настоящему популярной экзотикой.

— До этого я три года прожил в Москве, учился, но столица мне не понравилась, — рассказывает Яник. — Люди там более жестокие, черствые до чужого горя. Как-то раз при мне на улице упала женщина, я хотел ее поднять, помочь ей. Но прохожий остановил меня, сказал: не трогай, а то у самого проблемы будут с милицией — только время потеряешь. В Иркутске они живут уже два года, учатся в политехе, снимают квартиры, завели друзей и приятелей. В общем, все как у всех, за исключением культуры и менталитета. Для того чтобы самим поддерживать традиции своей страны и рассказывать о них иркутянам, ребята создали группу «Джембе Африка»: поют, играют на барабанах, танцуют ритуальные африканские танцы.

— Через танцы мы показываем традиции нашего народа, — говорит Яник. — Когда-то давно Конго был колонией Франции, и мы показываем, как наша страна была завоевана белыми людьми. Играем в основном втроем, поэтому белых людей от аборигенов различаем костюмами. Еще в танце показываем охоту, когда наш народ всем племенем с копьями загонял зверя. Больше всего зрителям нравится танец африканской любви — он очень откровенный и страстный.

В арсенале артистов костюмы, стилизованные под национальные: набедренные повязки из соломы и шкур диких животных, ритуальные маски. Одни заказывали в Африке, другие изготовили здесь. Обязательной частью выступления стало барабанное шоу, сейчас у группы два барабана — джембе и бонги. Участники говорят, никто специально не обучался, потому что у африканцев чувство ритма в крови. Кроме того, так они коротали свое время в детстве.

— Что еще делать вечерами? Собирались всей семьей и барабанили. У нас обязательно в каждой семье есть свой артист, который отличается чем-то особенным: поет или танцует, играет на барабане. Все девочки обязательно должны уметь плести афрокосы. Я сам все это делал уже с семи лет, — рассказывает мой собеседник.

Яник родился в большой семье, что считается традиционным для африканцев. «Когда говорят «африканская семья», подразумевают семью большую — не меньше четырех детей. В нашей семье девять человек: родители и семеро детей, я — самый номер один, самый старший. Родители не хотели отпускать в Россию, потому что слышали, что здесь много расистов и скинхедов, но я сделал свой выбор и приехал сюда для учебы». Юноша признался, что рассматривает возможность остаться в Иркутске после того, как выучится на юриста. В будущем он планирует работать в шоу-бизнесе — группу уже два раза приглашали на местное телевидение, и ребятам это очень понравилось.

Самый напряженный сезон для африканской группы — Новый год, когда все хотят отметить праздник и стараются сделать это ярко и необычно. С группой «Джембе Африка» вместо Деда Мороза к гостям выходит Дед Жара — чернокожий, в черной бороде и дредах, но в традиционном зимнем костюме. Шоу длится недолго — минут 15. Артисты говорят, что при такой отдаче и этого времени хватает, чтобы устать. После того как все составляющие шоу-программы показаны, зрители могут попробовать и свои способности. Своеобразный мастер-класс по африканским танцам увлекает всех — незатейливые и зажигательные движения в силах повторить каждый. А особо любопытным музыканты могут рассказать и о своей родине. Зачастую это становится для них настоящей потребностью, так как сибиряки очень мало знают об Африке и думают, что, кроме песка, пальм, слонов, обезьян и бананов, там ничего нет. «На самом деле у нас есть вся инфраструктура: больницы, школы, дороги, Интернет, — говорит Яник. — А в чем-то традиции африканцев лучше, чем у русских. Например, мы чтим стариков, они никогда у нас не живут отдельно от детей и внуков, ведь за ними надо ухаживать, потому что они старые и больные».

О семье и алкоголе

«Самый главный в семье — мужчина, отец, он всегда принимает все решения, — рассказывает Яник. — Правда, хорошего мужа у нас найти так же сложно, как и у вас, потому что женщин больше. Кроме того, у африканцев не принято разводиться, для этого должен быть очень серьезный повод. Часть местных жителей — мусульмане. Они придерживаются многоженства, и это не преследуется законом. Проблемы алкоголизма почти нет, если сравнивать с Россией. Нам жалко тратить на это деньги. Правда, некоторые изготавливают домашние напитки — пальмовые настойки, но они не такие крепкие, как ваш самогон».

ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА, friday@pressa.irk.ru Фото из архива героев публикации

Метки:
baikalpress_id:  15 040