Соло на топоре

Супруги-музыканты из Заларей играют на всем, что попадает им под руку

Живет в Заларинском районе семья, да не простая, а певческая. Марина и Павел Шамалюк создали ансамбль «Затея», в котором наряду с традиционным баяном и балалайкой в качестве музыкальных инструментов активно используются топоры, пилы, ухваты, горшки; короче — все, что можно найти в крестьянском доме. Уникальный коллектив недавно пригласили выступить на международном фестивале во Франции.

Марина и Павел Шамалюк словно сошли с картинки из сказки «Иван да Марья»: ладные, крепкие, красивые. Мотор коллектива, конечно, жена, она прямо-таки искрит, словно мощная батарея. Марина родилась в Новосибирске в артистической семье. Ее мама сначала пела в Воронежском государственном хоре, потом в знаменитом Сибирском хоре в Новосибирске. Естественно, все детство Марины прошло за кулисами, она прекрасно помнит легендарных братьев Заволокиных: «Это были хорошие друзья моей мамы, они вместе работали. Помню, как Заволокины меня на коленках качали. Так что для меня народная песня — это не просто профессия, а сама жизнь. Я считаю себя продолжательницей маминого дела».

Со своим будущим мужем Марина познакомилась, как это обычно бывает у артистов, на репетициях: в то время они вместе работали в ансамбле песни и танца «Сибирь». «Я родом из Байкальска, — рассказывает Павел, — окончил музыкальное училище в Братске. Потом уехал в Усть-Илимск, там мы и встретились». Сначала между музыкантами возник союз творческий, а затем и семейный. На людях супруги обращаются друг к другу исключительно по имени-отчеству: Павел Николаевич, Марина Анатольевна. Такая у них традиция.

— Мы живем по казачьим канонам, а казачки-то — они характерные, вольные. Случаются и творческие разногласия. Я отстаиваю свою точку зрения, — говорит Марина, — Павел Николаевич — свою, но после бурных споров обязательно приходим к консенсусу. Чем горячее спор, тем лучше результат.

И музыка, песня, танец играют в этом союзе огромную роль, особенно с тех пор, как супруги решили переехать на постоянно место жительство в Залари. «Мы хотели жить на земле, — поясняет Марина, — быть свободными, быть хозяевами! Земля дает силу и энергию, которой нет в городе. Мы стали здесь крестьянами, и нам очень нравится».

Как только супруги устроились на работу в местную музыкальную школу, у них возникла идея разнообразить свои выступления с помощью оригинальных народных инструментов. Марина давно хотела не просто исполнять песни, а разыгрывать сценки.

— Наши бабушки песни именно играли! Озвучивали и показывали, общались со зрителями, вовлекали их в действие. Мы для начала решили таким образом обыграть песню «Рос ячмень». Говорю Павлу Николаевичу: «Давай я буду тебя якобы продавать». Вышли на сцену, я реплики подаю, мол, жизнь тяжелая, мужика не прокормить, не в коня корм, купите у меня кто-нибудь. Тут реакция зрителей пошла: давай я куплю. И все это с проигрышами и песнями. Получилась озорная мини-сценка. Всем очень понравилось. Этот номер мы показывали много раз, и однажды ко мне подходит женщина в магазине: «Вы больше не продавайте своего мужика, — говорит, — он у вас хороший».

Так возник семейный коллектив народной игровой песни «Затея». Все песни в репертуаре заводные, невозможно их слушать, сидя на месте без движения, ноги сами начинают отбивать ритм. Вот, к примеру, «Камаринская». Сначала в ход идут духовые инструменты: разные свистульки, гудки, дуделки, жалейки, свирельки, охотничьи манки (свистки) и крякалки; потом ударная группа — ложки, трещотки, колотушки, топор (кстати, отличный музыкальный инструмент!), стиральная доска и, наконец, двуручная пила. И это еще не весь арсенал!

Находчивые супруги задействуют все, что попадается им под руку: глиняные горшки, ухваты, косы и даже наперсток — короче, все, что издает интересные звуки: звенит, скрипит, хлопает, свистит, ухает... В результате получается яркое и озорное шоу: «Это давняя традиция, и не мы ее придумали. Раньше ведь не у всех была возможность купить гармонь или балалайку, а душа требовала песни. Вот и пошли в ход ложки, трещотки, пилы».

— Нам очень хочется, чтобы следующее поколение продолжало наше дело, чтобы народная песня не погибла, чтобы династия продолжалась, — рассуждает Марина. — Внучка наша уже в себе это ощущает, поет с утра до вечера. Хотим, чтобы и другие дети в поселке приобщались к народному творчеству. Набрали группу из 12 детей, учим их, показываем. Ребятишки занимаются увлеченно, с огромным интересом. Это только кажется, что на ложках стучать просто! Не все можно записать нотами: умение передается из рук в руки. Бабушка садится играть, и внучок рядом учится. Наша задача — научить детей импровизировать, чувствовать реакцию зрителей. В этом году семейный ансамбль «Затея» пригласили во Францию на международный фольклорный фестиваль. Но Марина с Павлом раздумывают, ехать или все-таки важнее до холодов дом построить. «Конкурсы и фестивали могут немного подождать, — говорит Павел, — а за это время мы еще что-нибудь придумаем необычное».

Для работы и игры

Инструменты для выступлений ансамбля достаются разными путями. Вот стиральная доска понадобилась — объездили весь Иркутск, нигде не нашли; оказывается, перестали их выпускать. Тогда Марина решила приспособить свою личную доску: расписала красивыми цветами, и отличный получился инструмент — голосистый, выразительный. Топор в ансамбле тоже рабочий: в перерывах между концертами он используется по прямому назначению, накануне встречи с нами Павел Николаевич рубил с его помощью дрова для бани. Что самое интересное, в процессе рубки музыкальные качества топора заметно улучшаются. Играет звонко!

Метки:
baikalpress_id:  30 993
Загрузка...