Выставка светофоров

В Ангарске под открытым небом действует музей трехцветных регулировщиков

Многие жители области здесь не бывали вовсе, а кто бывал, быть может, даже и внимания не обратили, что на заборе, окружающем здание ГИБДД УВД по Ангарскому муниципальному образованию в новом 4-м поселке, развешаны светофоры, которые когда-то были на службе у пешеходов и водителей в Ангарске.

Идея выставить на всеобщее обозрение старые, хранившиеся в запасниках, и новейшие светофоры пришла в голову начальнику СМЭУ ГИБДД УВД по АМО Вячеславу Бутакову и бывшему начальнику ГАИ Ангарска Сергею Борисову: «В 2008 году было решено оформить постоянную выставку всех моделей регулировщиков, которые когда-либо использовались в Ангарске».

Первый светофор в городе, по словам старшего инспектора по пропаганде и СМИ ГИБДД УВД по АМО Валерия Кириллова, появился в 1959 году — это был ламповый регулировщик мощностью 100 Ватт, сделанный на предприятии «Светофор» в Москве. Кстати, именно их часто рисовали в советских книжках для детей и мультфильмах. Трехцветные регулировщики в те времена подвешивали на специальный крюк на столбе. Следующий экземпляр, представленный на выставке, — светофор для пешеходов. Он появился в Ангарске в 1968 году на перекрестке улиц Карла Маркса и Горького и стал первым регулировщиком для пешеходов с зеленым и красным человечками.

Далее следуют экземпляры 1975 года выпуска и 1985-го — созданный не в Москве, как все остальные, а в Красноярске. И завершает выставку современная модель ДС-4, изготовленная на Уральском оптико-механическом заводе. Такие светофоры с большим диаметром «глаз» снабжены сверхяркими светодиодами, что улучшает видимость в сумерках, в туман и дождь. «Сейчас в Ангарске появились светофоры с табло обратного отсчета, а в Иркутске уже есть и автономные. Думаю, скоро такие регулировщики появятся и на нашей выставке».

— Светофоры очень часто разбивали, портили. Вандалы искали в них какие-нибудь ценности, — говорит Валерий Валерьевич. — Действительно, раньше при изготовлении применялись драгоценные металлы, а теперь в светодиодных светофорах ничего подобного нет, поэтому, будем надеяться, они станут неинтересны хулиганам.

Кто их придумал?

Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне. Его изобретатель Дж.П.Найт был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально, они означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45 градусов — движение с осторожностью. Первая автоматическая система светофоров была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго (США). Его светофор использовал неподсвеченные надписи Stop и Proceed. Изобретателем первого электрического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета). В 1920 году трехцветные светофоры с использованием желтого сигнала были установлены в Детройте (штат Мичиган, США) и Нью-Йорке. Авторами изобретений были, соответственно, Уильям Поттс и Джон Ф.Харрис. В Советском Союзе эксплуатация первого светофора началась 15 января 1930 года в Ленинграде, а в декабре того же года — в Москве.

Загрузка...