Хозяева или наемники?

За несколько лет в Иркутске возник мощный, никому не подконтрольный тандем управляющих компаний

Управляющие компании — это организации, нанятые собственниками обслуживать их дома: убирать снег, вывозить мусор, мыть полы в подъездах. Но по стечению обстоятельств эти самые УК диктуют иркутянам, сколько и за что им платить. Включают в тарифы несогласованные траты. Распоряжаются деньгами на текущие ремонты. В общем, ведут себя как хозяева. Вряд ли иркутяне в новом году обрадовались очередному повышению тарифов на услуги ЖКХ. Ведь и в прошлом году суммы платежей за воду, тепло, электричество отнимали значительную часть семейного бюджета. Если бы мы еще понимали, за что платим! Но ясности нет, зато есть масса претензий к работе управляющих компаний. Главная связана с закрытостью УК: непонятно, куда и на что идут платежи, почему, несмотря на наличие в домах приборов учета воды и тепла, приходится платить по среднему нормативу, переплачивая в разы, почему управляющие компании отказываются расторгнуть с ними договор и т. д. «Пятница» уже приводила мнение депутата ЗС Антона Романова, что тарифы на услуги ЖКХ в Иркутске явно завышены. По словам Антона Васильевича, живущие в многоквартирных домах переплачивают управляющим компаниям от 25 до 35 процентов. Происходит это за счет завышения объемов поставляемого тепла и воды: то есть мы тратим меньше, чем нам насчитывают. Этот факт удалось доказать в суде жителю микрорайона Первомайского. В результате Западное управление ЖКС сделало ему перерасчет на 12,5 тысячи рублей. Следом в суд с аналогичными исками обратились еще несколько десятков жителей микрорайона. В городе зреет массовое недовольство деятельностью управляющих компаний, на имя губернатора и депутатов ЗС, думы Иркутска направлены заявления от имени участников инициативных групп с требованием призвать компании к порядку.

Коммунальный фитиль

Ситуация в городе настолько обострилась, что депутаты думы Иркутска недавно создали рабочую группу для контроля над деятельностью управляющих компаний, для изучения ситуации и выработки предложений по решению проблемы. Обозреватель «Пятницы» встретилась с членом рабочей группы депутатом Олегом Анатольевичем Геевским.

— Почему сложилась ситуация, что люди в массовом порядке начали высказывать недовольство? И не просто высказывать, а выражать желание уйти из-под крыла УК. А ведь когда создавались управляющие компании, люди мечтали, что рынок все расставит по местам, придут частники — и начнется райская жизнь!

— Изначально задумывалось, что управляющие компании будут представителями населения в работе с поставщиками услуг ЖКХ (тепло, вода, канализация, текущий ремонт), потому что самоорганизация населения у нас пока еще находится в зачаточном состоянии. Идея эффективной работы управляющих компаний заключалась в сплочении жителей, чтобы они озаботились состоянием всего дома (подъезд, подвал, фасад, места общего пользования, крыша), а не только своей квартиры. Функция управляющей компании была именно в том, чтобы объединить людей и эффективно представлять их интересы. Соответственно усилия управляющей компании должны оплачиваться. Контроль над размером оплаты был задачей совета директоров УК ЖКС, и это был реальный инструмент. Совет директоров регулировал систему поощрений, контролировал смету, предоставляемую УК по оказанию услуг населению. И у муниципалитета были все рычаги влияния на совет директоров вплоть до права назначить или снять директора УК. Сейчас совет директоров тоже существует, но 75% акций находятся в руках частных лиц, и только 25% — у муниципалитета Иркутска. Лично я был принципиально против решения о продаже контрольного пакета, и оказалось, не зря.

По словам депутата, очень важно учитывать, что мы живем в городах, построенных по советской технологии. У нас нет альтернативных источников тепла, электричества и воды, как, допустим, в Канаде или США. В России большая часть жилого фонда — это относительно многоэтажные дома, и потребители зависят от монополистов, которые держат все источники тепла, воды, электроэнергии. Поэтому так важна была в этой системе роль муниципальных властей. Естественно, частная компания заинтересована получать доход, но никто не благословлял ее на обдираловку. И муниципалитет должен выступать своего рода регулятором в этой крайне чувствительной системе социальных взаимоотношений.

— Никто не спорит, что ЖКХ — это бизнес, — говорит Олег Геевский, — но бизнес социальный. Это очень острая тема. И касается каждого. Тем более в России, когда у нас полгода зима, поэтому говорить, что рынок все отрегулирует — не просто заблуждение, это опасная вещь во всех отношениях. И когда контрольный пакет перешел в руки частных лиц, они, на мой взгляд, несколько вышли за рамки дозволенного... Случилось так, что социально окрашенное дело стало просто делом — без социальной окраски. А это неизбежно приводит к конфликтам. За примерами далеко ходить не надо: Ангарск превратился в революционную площадку исключительно «благодаря» деятельности управляющих компаний. Коммуналка стала настоящим фитилем. Мы хотим этого в Иркутске? Конечно, нет!

По словам Олега Геевского, рыночные отношения подразумевают выбор. Мы можем купить продукты в дорогом супермаркете, или в социальном магазине, или на оптовом рынке. Но с ЖКХ у жителя нет такого выбора. Поэтому совершенно естественно, что жители волнуются. И управляющая компания в их представлении является неким воплощением «темных» сил, которые тянут деньги из кармана. Сейчас критическая масса недовольства растет быстрыми темпами. И это понятно: люди всегда быстрее организуются там, где речь идет об их личных, кровных интересах.

— Складывается впечатление, — продолжает депутат, — что в работе УК произошел крен на работу с финансовыми потоками, при этом забывается, что за ними находятся живые люди. Понятно, что любая услуга на рынке стоит денег, но когда мы имеем безальтернативную, непрозрачную, непонятную для населения схему, то ее рано или поздно будет лихорадить. Что мы и наблюдаем сегодня. По моему убеждению, УК должны заниматься исключительно ремонтами и благоустройством, а не бороться за контроль над финансовыми потоками.

— А почему у нас денежные потоки идут через УК, ведь за электричество, газ и связь мы платим непосредственно поставщику?

— Не везде это возможно. Сегодня поставщикам консолидированный плательщик удобнее. И технологически это правильно. Тепло идет на тысячи многоквартирных домов, и им тяжело будет иметь дело с каждым жителем. Функция УК в том и состоит, чтобы объединить население в рамках дома и подъезда. Но мы в силу инерции или лени постоянно делегируем кому-то свои права. А потом начинаем возмущаться, что с нами неправильно себя ведут. А как иначе, если мы сами отказались от своих прав?! С другой стороны и власть не должна уклоняться от ответственности в этом вопросе. Это называется разделение ответственности. Ведь у города осталось 25 процентов, так почему не вызвать КСП для проверки работы управляющих компаний? У власти города есть такое право! Результаты этих проверок дадут пищу для анализа по цене, тарифам, себестоимости, по использованию средств.

— Чем намерена заниматься рабочая группа, которую создали депутаты городской думы?

— Для начала мы попытаемся разобраться в финансовом вопросе: правильно управляющие компании берут деньги с населения или нет. Попытаемся понять объем претензий, которые население к ним предъявляет. Нам необходимо создать площадку, на которой люди будут формулировать свои вопросы. И я убежден, что в той технологической структуре, которую мы имеем с советских времен, невозможно обойтись без контролирующей и гарантирующей роли муниципальной власти над управляющими компаниями. Поэтому возможно, например, создать общегородской или окружные расчетные центры. Такая идея предлагается сейчас руководством городской администрации — в качестве временной модели, для снятия наиболее острых вопросов. Сегодня необходимо искать оптимальную схему управления, в которой мы совместим интересы частника, интересы большинства добросовестных жильцов и интересы поставщиков услуг. Это самое главное.

Обратились в прокуратуру

Между тем депутат ЗС Антон Романов инициировал обращение в прокуратуру с требованием организовать проверку управляющих компаний города: «Принимая во внимание тот факт, что практика взимания с жильцов платы за пользование горячей водой и отоплением по нормативам, не по приборам учета, является массовым явлением, прошу вас организовать проверку ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» и других управляющих компаний Иркутска в части выявления фактов неосновательного обогащения при взимании платы за потребленную жильцами тепловую энергию и горячую воду». Романов также настаивает, чтобы в случае подтверждения фактов завышения прокуратура обратилась с исками в суд. Под обращением в прокуратуру подписались еще 20 депутатов ЗС.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА start@pressa.irk.ru Фото автора

Частные лавочки

На февральской сессии Законодательного собрания среди прочих важных вопросов был принят запрос, в котором группа депутатов выразила обеспокоенность тем, что некоторые управляющие компании Иркутска пошли куда дальше их предполагаемых функций по обслуживанию жилого фонда города. Небезызвестные Западное УЖКС, Южное УЖКС, Северное УЖКС, управляющая компания «Сибирская», сетевая компания «Иркут» решили создать свои паспортные столы. Частные. Чем может обернуться подобная инициатива для иркутян?

В первую очередь сам факт того, что данные, которые охраняются законом, окажутся в частных руках, вызывает опасения, что данными этими могут воспользоваться со злым умыслом. Здесь можно возразить, что, мол, 25% акций вышеуказанных компаний принадлежат городу. Но о том, что эта четверть ничего городу не дает и влиять на деятельность управляющих компаний администрация не может, неоднократно говорил Виктор Кондрашов...

По словам депутата ЗС Антона Романова, который и инициировал запрос о частных паспортных столах в прокуратуру, первое, что нарушили управляющие компании в своей инициативе — включили плату за содержание паспортных столов в тариф. Вроде бы немного — по 25 копеек с квадратного метра. Со стандартной трешки в 60 квадратов получается по 12,5 рубля. Но у той же Западной УЖКС в обслуживании 770 домов. Сколько в них квартир? Если сесть подсчитать, то получится чуть меньше миллиона рублей... Неплохие деньги. Наши с вами деньги.

Это и есть первое нарушение. Поскольку любые затраты на содержание жилья должны быть согласованы с собственниками. Но эти 25 копеек вставили в тарифы, не спрашивая хозяев жилья, — собственным единоличным решением. Можно воспользоваться услугами паспортного стола пару раз в пять лет, но платить необходимо каждый месяц. По умолчанию. Потому что кто-то за нас с вами так решил.

Второй момент. Управляющие компании имеют свойство меняться. Сегодня домом управляет одна, завтра другая. Но будут ли передаваться картотеки при смене управляющей организации? Как, по какой процедуре будут передаваться данные? Где они окажутся в итоге? Ведь вполне вероятна ситуация, что при смене способа управления жилым домом уходящая компания не станет передавать персональные данные новому управленцу. Просто из вредности. Скажут — ну, был пожар или водой залило... Вряд ли картотека будет храниться в таких же условиях, что в сервисном центре, то есть в специальных железных ящиках. Также, по информации наших источников, сами управляющие компании готовы хранить персональные данные только 3 года. А что потом? Выбрасывать? Для справки: в сервисно-регистрационном центре накоплены данные с 60-х годов прошлого века. И храниться они должны 90 лет...

Также есть целая категория граждан, данные которых засекречены. К примеру, военнослужащие. Ведь дислокация воинских частей является государственной тайной. На территории нашей области располагается целый ряд воинских частей. Часть военных проживает в Иркутске. И прописаны они в городе. Или, например, сотрудники прокуратуры, ГУФСИН, милиции, ФСБ — они тоже где-то прописаны, где-то живут. И все эти данные окажутся в частных руках?

Еще появляется хорошая возможность манипулировать списками избирателей. Особенно на местных выборах, где для победы порой нужна всего сотня голосов перевеса. Если паспортный стол частный, в квартиры в нужном районе можно прописать несколько человек, и все они пойдут голосовать там, где надо, и за того, за кого надо. А потом их выписать. Такие случаи в Иркутской области уже были.

Кроме того, есть возможность манипулировать платой за коммунальные услуги — ведь целый ряд тарифов насчитывается в зависимости от количества прописанных. Также при наличии персональных данных владельцев жилого фонда у управляющих компаний есть прекрасная возможность фальсификации документов, дающих им право на управление жилым помещением. Договоры можно перезаключать, как говорится, не отходя от кассы... Без участия собственников, которые вечно чем-то недовольны...

Как отреагирует прокуратура на депутатский запрос, станет ясно на одной из ближайших сессий. Однако, как стало известно редакции, за передачу персональных данных иркутян в управляющие компании ратует не кто иной, как Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области. И за подписью руководителя федеральной структуры Юрия Владимировича Маркатюка в администрацию Иркутска было направлено письмо с просьбой передать данные из МУП «Сервисно-регистрационный центр» в руки управляющих компаний. По информации пресс-службы городской администрации, руководство Иркутска отвечать на просьбу начальника УФМС не намерено. Поскольку считает данные действия противозаконными. Поэтому остается надежда, что здравомыслие победит и персональные данные иркутян останутся в муниципальной структуре.

Почва для махинаций

В результате блужданий персональных данных появляется, по мнению экспертов, хорошая почва для злоупотреблений. Начиная с того, что паспортные данные иркутян могут быть использованы для получения небольших кредитов, приобретения сим-карт, и заканчивая тем, что данные владельцев квартир могут использоваться для незаконной прописки и, по сути дела, захвата жилья у одиноких людей. Схема довольно проста: известно, что в квартире проживает одинокий пожилой человек. А потом оказывается, что с ним прописан еще кто-то и на вполне законных основаниях может претендовать на жилплощадь.

СВЕТЛАНА ПЕТРОВА friday@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО

Метки:
baikalpress_id:  14 556
Загрузка...