Электричество стало биржевым товаром

Рачительное потребление ресурсов помогает достичь экономии на их оплату до 35%

10 марта в Братске прошел круглый стол на тему «Либерализация цен на энерготарифы и ее влияние на развитие экономики предприятий». На встречу съехались гости со всей Иркутской области: представители регионального правительства, главы муниципальных образований, предприниматели, менеджеры Иркутскэнерго и Иркутской энергосбытовой компании. Участники круглого стола всесторонне рассмотрели и обсудили ситуацию с энерготарифами, сложившуюся в Приангарье на начало 2011 года.

Почему решили собраться?

Для предприятий и организаций электроэнергия возрастает в цене каждый год, однако в 2011 году в некоторых регионах страны произошел скачок, которого не ожидали даже в правительстве Российской Федерации. В среднем по стране ожидался рост стоимости электроэнергии не более 15%, однако в ряде регионов они выросли более чем на 30% (например, в Астраханской области на 46,5%, в Пензенской на 37%, в Курской на 33,2%). Курирующий энергетику вице-премьер Игорь Сечин заявил, что 15-процентная планка превышена в 38 регионах. Не стала исключением и Иркутская область.

Состоявшийся 10 марта в большом зале заседаний Братской городской думы круглый стол получил название «Либерализация цен на энерготарифы и ее влияние на развитие экономики предприятий». Именно с либерализацией энергетического рынка связывают инициаторы акции значительное повышение цен на электроэнергию для предприятий и организаций.

Напомним, что начиная с 2007 года в России в рамках государственной программы осуществлялся поэтапный процесс либерализации оптового рынка электроэнергии. На 1 января 2008 года ее степень составляла 15%, ровно через год — 30%, еще через год — 60%, и вот наконец с 1 января 2011 года этот показатель достиг значения в 100%. Между тем, как выяснилось на круглом столе, причины роста стоимости электричества имеют под собой иные причины.

Представители руководства главного производителя электроэнергии в Приангарье ОАО «Иркутскэнерго» и гарантирующего поставщика электроэнергии ООО «Иркутская энергосбытовая компания» разъяснили ситуацию предпринимателям, руководителям предприятий, главам муниципальных образований, приехавших в Братск из разных городов Иркутской области. Менеджеры этих компаний предоставили всем присутствующим исчерпывающую информацию о том, что представляет собой оптовый рынок электроэнергии и как формируется энерготариф, а заодно развеяли некоторые мифы вокруг энергетической отрасли Приангарья.

Еще раз об оптовом рынке

Как мы уже писали, электроэнергия в условиях стопроцентной либерализации — это точно такой же биржевой товар, как нефть и алюминий. При этом не имеет значения, на каком конкретно предприятии и в каком уголке России она произведена. Электроэнергия, так же как нефть и алюминий, продается на единой биржевой площадке, а уже потом она распределяется между оптовыми и розничными потребителями на местах. К сожалению, по-прежнему многие руководители частных и муниципальных предприятий не могут в полной мере осознать это важное обстоятельство. Отсюда с их стороны возникает некоторое недопонимание, которое приводит к совершенно неправильным выводам насчет повышения цен на электричество. Так, многие считают, что скачок цен в этом году был обусловлен монополией ОАО «Иркутскэнерго» на производство электроэнергии в Иркутской области. Вот что сказал по этому поводу на круглом столе директор по продажам энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Олег Причко:

— Монопольного производителя не существует с 2005 года. Все до единого генераторы электроэнергии обязаны продать всю свою выработку. Потребитель покупает электроэнергию обезличенно из вот этого единого котла на единой для всех покупателей биржевой площадке. Всех потребителей, подпадающих под категорию «юридические лица», отметил Олег Причко, можно разделить на две группы: крупные, такие, например, как Братский алюминиевый завод, они выходят на биржу самостоятельно, обладая необходимыми для этого финансовыми ресурсами, и потребители с меньшими оборотами, которые действуют на бирже от лица так называемых сбытовых компаний.

В свою очередь сбытовые компании также делятся на два типа. Первый тип — сбытовые компании, получившие от государства статус гарантирующих поставщиков. Гарантирующий поставщик ограничен в своих коммерческих предложениях. Все его договоры с потребителями публичные, он не имеет права заключать с одними потребителями договоры, отличные от договоров с другими потребителями. Кроме того, государство устанавливает для гарантирующего поставщика сбытовую надбавку, а региональные службы по тарифам проверяют все покупки. Свобода действий, подчеркнул Олег Причко, заключается только в одном — наиболее эффективно покупать электроэнергию на оптовом рынке с тем, чтобы максимально удешевить конечные затраты потребителя. В Иркутской области гарантирующим поставщиком является «Иркутскэнергосбыт», и он с этой задачей справляется хорошо. Другой тип сбытовых компаний представляет собой коммерческие организации, которые не контролируются государством и свободны в своем ценообразовании, то есть вольны поступать со своими потребителями, как им заблагорассудиться, исходя сугубо из интересов бизнеса. Скажем, они вправе применять любую договорную наценку с любым своим потребителем.

Подробнее о гарантирующем поставщике

Директор Иркутской энергосбытовой компании Сергей Бабкин считает, что за последние три года возглавляемая им компания приблизилась к европейскому уровню. То же самое утверждают и эксперты. По уровню развития технологий и инноваций компания действительно стоит в одном ряду с ведущими западными корпорациями. Немаловажен и опыт длительных отношений со всей инфраструктурой российского оптового рынка электроэнергии, генерирующими и сетевыми компаниями.

Трейдеры компании (так называют специалистов, занимающихся торговлей на оптовом рынке) — лучшие в России. В течение трех последних лет они неизменно занимают первые места по итогам конкурсов среди трейдеров. Это означает, что покупка электроэнергии осуществляется по низким ценам, что в конечном итоге отражается на ее цене для конечных потребителей. Одна из основных составляющих успеха компании — клиенториентированный подход в построении взаимных отношений. Ее потребители имеют доступ к целому ряду сервисных услуг, о которых могут только мечтать клиенты сбытовых компаний, не имеющих статуса гарантирующих поставщиков.

Разветвленная сеть офисов в городах Иркутской области, удобное время работы, высококвалифицированные сотрудники — все это позволяет поддерживать постоянный контакт с потребителями. Специалисты юридической службы в случае необходимости или при возникновении спорных вопросов готовы оказать квалифицированную и действенную юридическую помощь.

Потребители могут общаться с сотрудниками компании не только вживую, но и через Интернет, где есть масса информации — все законодательные акты, бланки по технологическому присоединению, а кроме этого, прямая связь с руководством компании. Для того чтобы предприниматель мог внести плату за энергоресурс с помощью Интернета, необходимо всего лишь ввести номер договора и ИНН.

Сергей Бабкин считает, что механизм гарантирующего поставщика, собственно, для того и создан в России, чтобы защитить потребителя от рыночной стихии. В подтверждение своих слов он привел некоторые факты из работы компании в последние годы. В частности, с 2007 года, когда началась либерализация оптового рынка электроэнергии, компания неоднократно заявляла и в СМИ, и на встречах с представителями власти, что в Иркутской области переход на стопроцентную либерализацию будет болезненным, так как здесь исторически сложились самые низкие тарифы на электроэнергию в России.

Из чего складывается тариф?

Пожалуй, главное, что интересовало всех участников конференции: из чего складывается тариф для юридических лиц? Об этом подробно рассказал на круглом столе Сергей Бабкин:

— Тариф состоит из двух частей. Первая часть — свободная, нерегулируемая. Это как раз та часть тарифа, которая представляет собой стоимость энергии, которую гарантирующий поставщик покупает на оптовом рынке, из того самого общего для всех российских потребителей биржевого котла. Вторая часть — регулируемая государством в лице региональных служб по тарифам. Она включает в себя инфраструктурные платежи, сбытовую надбавку и услуги передачи. В декабре 2010 года тариф составлял 1,49 руб. за киловатт, в январе — 2,08 руб. Остановимся на каждой позиции отдельно, и тогда мы сможем понять, какой фактор явился определяющим в недавнем повышении цен на электроэнергию:

— тариф покупки электрической энергии, увеличился с 84,310 коп. в декабре 2010 года до 89,358 коп. в январе 2011-го;

— инфраструктурные платежи, увеличились с 0,083 коп. до 0,288 коп.;

— сбытовая надбавка, увеличилась с 3,014 коп. до 4,343 коп.;

— тариф на услугу по передаче электроэнергии, увеличился с 61,155 коп. до 114 коп.

Нетрудно заметить, что основной рост произошел по тарифу на услугу по передаче электроэнергии — он вырос почти на 53 коп. Он относится к нерегулируемой части тарифа и никак не зависит от гарантирующего поставщика. А вот регулируемая часть, имеющая непосредственное отношение к гарантирующему поставщику, выросла незначительно — всего 5 коп.

Сергей Бабкин в своем выступлении сказал, что такой рост тарифа на услуги по передаче электроэнергии просто невозможно было спрогнозировать в прошлом году. Отметим, что средства, собираемые по этой позиции, государство направляет на развитие электрических сетей, которые на данный момент крайне изношены, то есть конечными получателями этих средств являются электросетевые компании Иркутской области.

Государственная политика в энергетическом секторе

С докладом на эту тему выступила на круглом столе начальник Управления топливно-энергетического комплекса Министерства жилищно-коммунальной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Татьяна Маринченко. Существенную часть своего выступления она посвятила развитию электросетевой инфраструктуры:

— Государственный подход к энергетической безопасности сейчас меняется. Мы с вами, как конечные потребители, берем на себя бремя развития электросетевой инфраструктуры, от этого мы уже никуда не уйдем. Существуют федеральные инвестиционные программы, в рамках которых финансируются те или иные проекты. Но наши региональные проблемы мы будем решать сами. Сетевая инфраструктура, которая была сформирована в 60-е и 70-е годы, имеет достаточно высокий уровень износа. Никто не будет платить за то, чтобы снизить этот износ, кроме нас, конечных потребителей. В противном случае мы можем столкнуться с очень серьезными проблемами социального характера: роды будем принимать в отдаленном поселке без электричества и т. д. Я думаю, жители северных районов Иркутской области, где проблема стоит наиболее остро, меня поддержат.

Татьяна Маринченко не согласилась с утверждением, что рост энерготарифа приведет к коллапсу малого и среднего бизнеса в Приангарье. В качестве примеров она привела Красноярский край и Бурятию, которые вот уже три года живут по тарифам, которые в разы больше, чем в Иркутской области, и бизнес там нормально развивается. Также Татьяна Маринченко не согласилась с тем, что рост тарифа повлечет за собой рост цен на продукты питания, приведя статистические данные по доле затрат на электроэнергию в конечной стоимости продовольственных товаров. Например, по мясу она составляет всего 3,4%, по маслу — 3,1%. В заключение представитель областного правительства напомнила всем присутствующим об актуальности энергосберегающих мероприятий с применением энергосервисных услуг, проведением детального энергоаудита предприятий. По мнению Татьяны Маринченко, если правильно выстраивать энергоменеджмент, то резкого влияния роста тарифа на электроэнергию предприятия и организации не почувствуют.

Энергосбережение в действии

Как утверждают эксперты, мода на энергоаудит, простимулированная ФЗ № 261, в России сейчас активно развивается. За услугами энергоаудита — подсчетом энергозатрат и выбором оптимального способа потребления водо-, тепло- и электроресурсов — к специалистам обращается все больше предприятий и организаций. Иркутская область не исключение. Иркутская энергосбытовая компания активно развивает эту услугу. Многие предприятия региона уже ей воспользовались и достигли заметной экономии. Менеджеры компании выясняют, какого эффекта планирует добиться потребитель, изучается карта энергопотребления предприятия. Затем формируется бригада экспертов, которая направляется на сам объект. Далее на обследуемом объекте проводится комплекс полноценных инструментальных замеров, в том числе и с помощью тепловизора, на возможные утечки тепла, измерение максимальных режимов потребления и т. п. Все это необходимо, чтобы провести аналитику энергопотребления. Итог: составление энергетического паспорта.

Энергетический паспорт — документ, описывающий энергетическое состояние предприятия, а также развернутый перечень энергоэффективных мероприятий, расчет и сроки их окупаемости. На основании этого документа уже можно вести переговоры с поставщиками оборудования и банками.

Все эти мероприятия могут быть как крупнозатратные — для больших предприятий, так и мелкозатратные — даже для индивидуальных предпринимателей и частных потребителей.

В перечне энергоэффективных мероприятий Иркутской энергосбытовой компании есть список основных мер и ориентировочные расчеты по трем основным блокам — тепло, вода и электричество. К примеру, промывка трубопроводов и стояков системы отопления даст экономию до 15%. А установка системы автоматического управления освещением с помощью датчиков движения или реле времени может сократить потребление энергоресурсов до 35%.

Еще один способ сотрудничества — заключение так называемого энергосервисного контракта. Он позволит компании, решившей повысить энергоэффективность, не доставать из оборота значительные суммы, а рассчитываться с энергосервисной компанией за поставку и монтаж оборудования из сэкономленных денег, то есть по факту реальной экономии.

www.sbyt.irkutskenergo.ru

Тел. 8-800-100-9777

Загрузка...