Страна Вулкания

Итальянский абстракционизм, поиск новых форм для древних символов — на полотнах сицилийского художника в Иркутске

Что мы знаем об абстракции? Каждым она понимается по-своему. Еще в детском саду воспитатели, чтобы утешить родителей, говорят о детском рисунке: «Это начало карьеры будущего Пикассо». Как правило, обычным людям, вечно занятым работой и домашними хлопотами, не особо нравится разглядывать картины абстракционистов, искать в них смысл и красоту. Но есть такие полотна, на которые волей-неволей хочется смотреть, в них выражена мощь художественного слова, и они достойны внимания самого распоследнего трудоголика.

В Иркутском областном художественном музее открылась выставка знаменитого итальянского мастера Мельхиоре Наполитано с загадочным и мистическим названием «Алхимия Знаки Письма Видения». На ней представлены работы из серий «Стратификация», «Корни», «Вулкания», а также одиночные экспериментальные картины.

— Мельхиоре Наполитано родился в 1949 году, он наш современник. Его картины относятся к традиционной западной живописи. В XX веке Европу завоевал авангардизм, поэтому абстракция получила большое развитие в художественной школе. Впрочем, и у нас, в России, современные художники предпочитают обращаться к символам, нежели писать классически. Прикладная графика исчезает: цветовая палитра становится важнее нарисованных линий, — рассказывает Юлия Башинова, научный сотрудник художественного музея.

У Наполитано цветовая гамма очень насыщенная, как правило, картины исполнены либо в теплых оттенках, либо в холодных. Несколько его работ из серии «Корни» модифицируются в лиловом, зеленом, синем цвете. Поэтому смысл произведений раскрывается с разных сторон, более полно. Тянущиеся из глубин мрака к небу корни цепляются даже за воздух, символизируя, с одной стороны, силу прошлого и вечную тягу к свету с другой.

— В иных картинах Наполитано нет конкретного сюжета. В них главное — эксперимент с техникой. Аппликация, коллаж, рельеф, акриловые краски на журнальной бумаге, полотна, драпированные тканью и кожей, — он использует различные способы, чтобы изобразить образы. Наполитано обращается и к более давним методам искусства — сирийской клинописи и глиптике: на деревянной или известняковой пластине он вырезает узоры, а затем делает с нее оттиск на специальной бумаге, пропущенной через пресс, — говорит Юлия Башинова.

Характерной особенностью картин Наполитано является их фактурная объемность. Кажется, мало просто смотреть на них, их хочется потрогать: провести пальцами по шероховатостям будто настоящих гор, дотронуться до гладких теней в изгибах деревьев, узнать, какие на ощупь облака в предрассветном небе. Художник пользуется наслоениями красок, на одном из полотен они достигают сантиметра. И хотя здесь нет 3D-эффектов, ощущение реальности изображенных на картинах стихий поражает.

Интересным кажется и тот факт, что художник родился, вырос и живет в одном городе — Палермо. Нет, он, конечно, путешествует время от времени, но, даже будучи знаменитостью, не покидает малую родину ради огней мегаполиса. Эта любовь, привязанность к своей земле ощущается в его полотнах. Красочно, ярко, самобытно изобразил он во множестве цветовых вариантов, в придуманных мирах и древних символах только ему одному так открывшуюся Сицилию. Наполитано дал ей имя «Вулкания». В Новосибирск, где состоялось открытие выставки «Алхимия Знаки Письма Видения», автор полотен прибыл лично, однако попал в 40-градусный мороз и дальше продвигаться по Сибири уже не решился. Зато его картины порадуют нас до 8 марта. После их увидят жители Красноярска.

Прочитайте название

Чтобы не запутаться в символах и лучше понять смысл картины, нужно прочитать ее название. Это сориентирует в поиске истины и истинного искусства. Некоторые названия сотрудники областного художественного музея не стали переводить: по-итальянски они звучат лучше.

Метки:
baikalpress_id:  30 721