В России будут учить по стандарту

Министерство образования РФ представило общественности новый образовательный стандарт

Нашу среднюю школу, еще не успевшую опомниться от единого государственного экзамена, в ближайшее время ждет новая глобальная реформа, которая заключается в введении государственного образовательного стандарта. Минобразования выложило документ на своем сайте, предлагая всем желающим принять активное участие в его обсуждении. Обозреватель «Пятницы» разбиралась, что это за штука такая —«образовательный стандарт» и почему против него развернута широкая кампания.

Слухи о том, что в школьной программе произойдут большие изменения, начались больше года назад. По опыту единого госэкзамена мы хорошо усвоили, что бить тревогу надо заранее. Обещали, что ЕГЭ не будет всеобщей обязаловкой, что будет альтернативная форма сдачи выпускных экзаменов, но получилось иначе. Естественно, все, кому не безразличны проблемы образования, замерли в тревожном ожидании. Тревога, как выяснилось, оказалась ненапрасной.

В первом варианте проекта Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы отсутствовали в качестве обязательных предметов русский язык, история и математика. В новом стандарте предполагаются четыре обязательных предмета — «Россия в мире», ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект. Русский язык, литература, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география перешли в статус необязательных предметов, которые можно изучать по выбору старшеклассника.

Трудно поверить, что чиновники желают примитизировать наших детей. Но складывается именно такое впечатление. Как в эпоху научно-технического прогресса можно обойтись без математики и физики? Это немыслимо! О каких нанотехнологиях можно говорить?!

Естественно, проект ФГОС вызвал бурное негодование в обществе. В декабре в Интернете появилось открытое письмо на имя президента, премьер-министра, председателя Госдумы и министра образования и науки РФ с требованием наложить вето на новый стандарт, на «радикальное перекраивание школьной программы». Под ним подписались десятки тысяч человек, в том числе известные ученые, писатели, общественные деятели: Наталья Солженицына, Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая и др.

Наибольшую критику новый стандарт получил за то, что дает право ученикам 10—11-х классов самим выбирать предметы для изучения, поскольку в таком возрасте многие естественным образом пойдут по пути наименьшего сопротивления. По мнению большинства педагогов, он значительно понижает общеобразовательный уровень школьника. Авторы письма потребовали созыва представительного совещания педагогических работников страны, родительского сообщества и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Это письмо вызвало огромный резонанс, и в итоге министр образования Фурсенко заявил о необходимости отложить подписание стандарта до выяснения всех вопросов и получения одобрения общественности.

В итоге чиновники пошли на частичные уступки: в обновленной редакции федеральных образовательных стандартов для старшеклассников в списке обязательных предметов появился русский язык. Согласно доработанному варианту, школьник должен будет выбрать не более 6—7 предметов из 5 обязательных областей — филология, математика и информатика, иностранный язык, общественные и естественные науки. При этом курсы «Россия в мире», физкультура и ОБЖ остаются обязательными для всех. Но эта маленькая уступка не снимает всех опасений по поводу образовательного стандарта. Многие люди озабочены, что итогом нововведения станет массовая дебилизация школьников. Понятно, что если сложные предметы можно будет не выбирать, то старшеклассники их будут игнорировать. А доказать ребенку их необходимость в этом возрасте — задача практически невозможная. В общем, дискуссия вокруг нового стандарта продолжается, организуются пикеты противников ФГОС в его нынешнем виде. Продолжается и сбор подписей под письмом против образовательного стандарта. А на сайте http://standart.edu.ru/ каждый желающий может высказать свои предложения и претензии.

Зачем стандарт образованию?

ФГОС подготовлен институтом статистических исследований в области образования. Работа по его разработке ведется очень давно. Необходимость, по утверждению авторов, связана с тем, что в России есть дети одаренные, а есть без всяких способностей, наконец есть дети больные, с огромными проблемами, а сегодня одна из идей — это инклюзивное, совместное обучение детей. Но невозможно учить всех по единому стандарту, то есть как раньше — всех одинаково в определенное количество часов.

Школа должна давать знания

— Ребенок должен быть загружен в меру и получать какие-то отобранные знания. Когда учебники перегружены информацией, ученик не в состоянии все усваивать и идет самым простым путем: перестает вообще оказывать сопротивление. Наступает известная ситуация: учитель делает вид, что учит, а ребенок — что учится. В Японии, например, ребенок в первый класс приходит со скакалкой и игрушками. И там в первую очередь заботятся о том, чтобы он умел владеть своим телом, был здоровым, а потом уже умным. Поэтому я без иронии воспринимаю присутствие в обязательном списке ОБЖ и физической культуры. Мне кажется, школа должна давать знания обо всех сторонах жизни. И нужно учитывать, что для каждого возраста есть определенный набор нагрузок. Для меня задача школы — дать представление о жизни, мире, человеке. В каких-то элементарных объемах, которые дети смогут усвоить и понять. И если так ставить вопрос, тогда нет никакой проблемы: четыре обязательных предмета или шесть. Все предметы обязательные, и все в разумных пределах. И школа должна быть школой радости, в которой учиться легко и интересно. Юрий Николаевич, репетитор по математике (фамилию просил не называть):

— Это безобразие! Математика — единственный предмет, который развивает мозги. Без нее никуда. И разумеется, необходимо обязательно изучать литературу, русский язык, историю, иностранный. Вообще сегодня уровень школы резко упал. Ко мне приходят дети 10—11-х классов, и выясняется, что они не знают элементарных вещей: не умеют извлекать дроби, решать простейшие задачи... Я это связываю с низким уровнем подготовки учителей, безответственностью и нищенскими зарплатами. Школа сегодня не несет ответственности за качество обучения, а я несу. Если мои ученики не будут поступать в вузы, то ко мне никто ходить не будет. Математика — это основа практически всех знаний, если ее уберут из обязательной программы, то добьют наше образование окончательно. Александр Малов, профессор физики, преподаватель ИГУ, инструктор по труду средней школы:

— Многие мои коллеги, работающие в сфере образования, наблюдающие за действиями чиновников, приходят к мнению, что все это делается для того, чтобы превратить нашу страну в примитивную колонию. За детей действительно страшно. То, что сейчас предлагается в плане внедрения образовательного стандарта, приведет к катастрофе. Сегодня и так повсеместно происходит попрание законов природы, знания становятся ненужными. Включение в обязательную программу ОБЖ, «России в мире» и физкультуры напоминает мне инициативы министра Победоносцева до революции, который хотел свести все образование к трем классам на уровне приходских школ и оставить элитарные гимназии для дворянских детей. Все это уже было! Я считаю, что школа должна быть инструментом по встраиванию людей в социальную жизнь. Но быть таковым инструментом школа может только тогда, когда государство знает, куда оно плывет. А у нас сегодня не поймешь, что мы строим. Какое государство? Каковы его цели? Все в растерянности.

Александр Онацкий, учитель МОУ СОШ № 76: — Введение государственного стандарта в его нынешнем виде вызывает недоумение. Непонятны цели. Тем более это происходит на фоне оптимизации школ, в результате чего сократился на 80% вспомогательный персонал. При этом увеличили количество детей в классах. Сейчас в классах от 27 до 35 человек. Классы на такое количество детей не рассчитаны. Невозможно вести урок в такой обстановке. И самое страшное, что сейчас среди детей немодно быть умным. Если умный, значит, ботаник. Раньше все-таки была какая-то селекция, возможности для одаренных детей. И учитель имел возможность заниматься творчеством. А сейчас учитель ничего не успевает. На него постоянно навешивают отчеты, бумаги, самодеятельность, праздники... Ему некогда продохнуть! И еще: зарплаты в школах маленькие, поэтому в основном работают женщины. Контактировать с подростками им очень сложно, возникают конфликты. Обстановка в школах очень нездоровая.

Что будут учить старшеклассники?

Во второй версии образовательных стандартов для старшеклассников разработчики сделали обязательными для изучения 10—11 школьных предметов. Все предметы поделены на уровни: базовый (2 часа в неделю), интегрированный (3 часа) и профильный (5 часов). Школьник должен сам сделать выбор, какие предметы он будет изучать. Такова новая парадигма обучения — индивидуальное образование. Санитарные правила и госбюджет гарантируют подросткам 30—36 учебных часов в неделю. Дополнительные уроки будут оплачивать родители школьника.

Школьник сможет выбрать либо русскую словесность на интегрированном уровне, либо русский язык и литературу на профильном или базовом уровне. Математика может быть выбрана на базовом уровне плюс информатика на интегрированном уровне. Эти предметы могут идти и по отдельности: на профильном или базовом уровне. Другие предметные группы: иностранный язык, общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право), естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). Также в стандарте остаются единые для всех учеников предметы: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» и индивидуальный проект. Они будут изучаться на интегрированном уровне.

Не одобрено

Сергей Владимирович Волков, главный редактор газеты «Литература» («Первое сентября»), учитель Центра образования № 57 Москвы, автор открытого письма:

— Одобрения пока нет — полемика в Интернете и СМИ не стихает. Это важно, потому что стандарт должен стать продуктом договора общества, государства, школы, семьи друг с другом по поводу образования. А договариваться можно лишь тогда, когда условия договора полностью ясны и прозрачны. Стандарт же оказался написан так, что о прозрачности и ясности здесь говорить не приходится. Тяжелый чиновничий язык, которым так сейчас поражена система образования, стал языком документа, в котором, по идее, должны разобраться все — включая детей.

Образование-то устраивается для них, они вообще-то тоже должны быть участниками договора... А стандарт, что называется, не осилили и многие взрослые люди — поэтому так вяло шло его обсуждение до нашего письма. В письме же мы задали простые вопросы и ясно показали лишь несколько «мелочей», которые неожиданно оказались близки многим людям. Поэтому так и взметнулось интернет-сообщество, поэтому и подписи все продолжают поступать... Сейчас идет процесс обсуждения, проговаривания и наших вопросов, и «мелочей», и других, более важных сторон стандарта. Многое выясняется. Важно теперь, чтобы проясненные позиции были записаны (причем адекватно и грамотно) — и опять стали предметом обсуждения.

Загрузка...