Отбросы — обществу

Иркутяне платят деньги за просроченные продукты, которые нужно выбросить на помойку

Протухшая рыба, гнилые фрукты, мясо с душком, прокисшее молоко. Купить испорченный товар рискует каждый из нас, независимо от того, в какой магазин или рынок отправится за продуктами. Самое неприятное, что в ближайшее время эта проблема может приобрести ужасающие масштабы. Из-за изменений в административном законодательстве продавцы могут сбывать некачественные товары совершенно безнаказанно. И значит, настало время подумать, как защитить себя самим.

Накануне новогодних праздников ангарчанка Татьяна отправилась за покупками. Удар по кошельку она решила смягчить, купив часть продуктов в социальном отделе: «Моя мама-пенсионерка всегда покупает продукты в этом отделе, потому что цены там ниже, чем в супермаркете или на рынке. И я решила воспользоваться таким способом экономии».

Отстояв приличную очередь, женщина приобрела по выгодным ценам подсолнечное масло, молоко, колбасу и майонез. Но за некоторые продукты ей в итоге пришлось заплатить двойную цену. «Хотела заправить салат, но, когда вскрыла банку с майонезом, ужаснулась — внутри все заросло плесенью. Глазам своим не поверила — уж что-что, но майонез-то всегда был свежим. Кстати, судя по срокам годности, этот тоже был годен в пищу. Идти в магазин, где я его купила, уже было некогда. Пришлось все выбрасывать и покупать майонез в ближайшем к дому павильоне», — вспоминает Татьяна.

Этот рассказ нашей читательницы мог бы и не стать темой для статьи, потому как мы давно привыкли, что некачественный товар попадается на каждом шагу и нужно смотреть в оба, чтобы тебе его не подсунули. Но на этот раз сработал закон парных случаев. На следующий день после разговора с Татьяной в редакцию «Пятницы» позвонила иркутянка Лариса Бородина (имя и фамилия женщины изменены по ее просьбе. — Авт.). Она рассказала, что работает кладовщицей на крупном продуктовом складе, куда вагонами по железной дороге привозят товар, который затем развозят по розничным торговым точкам. Большая его часть поступает на прилавки социальных отделов, в одном из которых ангарчанка Татьяна накануне праздника и купила испорченный майонез. Кстати, Лариса смогла объяснить причину этой неприятной ситуации: «Перед праздниками, особенно перед новогодними, майонез сметается с прилавков. Не у всех производителей мощности позволяют выпустить этот огромный объем. Поэтому новогодний майонез готовится заранее, а на банках штампуется не соответствующая дню выпуска дата, чтобы в праздник он был еще годен. Но на самом деле срок его годности уже истек».

И это не единственная махинация, к которой прибегают поставщики продукции, чтобы сбыть просроченный товар. Лариса была готова провести наших журналистов на склад и показать, как продукция, которая должна быть выброшена, за секунду становится «свежей». Мы воспользовались этой возможностью и своими глазами увидели, как перебиваются даты на продуктах. Обычный ватный диск смачивается автомобильным растворителем: достаточно один раз провести по крышке банки, по упаковке из фольги или по бумажной этикетке — и цифры, которые штампует на свои товары завод-изготовитель, исчезают без следа. После этого берется печать, которая есть на любом предприятии для штамповки дат на документах. Одно нажатие на нее — и срок хранения продукта продлевается еще на год, а то и больше.

— У начальства с нами разговор короткий: или перебиваешь даты, или будешь платить за нереализованный товар из своего кармана. После этого выдают растворитель и штамп. Понятно, что производитель не хочет нести убытки, поэтому договаривается с владельцами складов о реализации товаров, срок годности которых уже истек или на грани, по бросовым ценам. Нашим тоже выгодно купить продукты за копейки, а потом получить свой навар, отправляя их на прилавки по обычной розничной цене, — рассуждает Лариса.

На момент нашего посещения на складе находились крупные партии абрикосовых и вишневых компотов, рулетов, оливок, сухого молока. Все с истекшим сроком годности. Лариса говорит, что перебивают даты и на других складах этого предприятия. Затем все это отправляется по социальным отделам, куда ходят за покупками совсем не богатые люди. Перечень социальных отделов, куда отписывала накладные Лариса, впечатляет — около двадцати в Иркутске, один в Шелехове, восемь в Ангарске, два в Усолье-Сибирском.

Ради эксперимента журналисты «Пятницы» отправились на один из иркутских рынков. В социальном отделе увидели банку с вишневым компотом и купили ее за 50 рублей. Это была банка с того самого склада, где мы побывали, — дата в специальном окошечке стерта, а рядом стоит штамп с новой. Самое печальное, что когда мы покупали эту банку, она оказалась на прилавке последней. «Все разобрали перед Новым годом. Ждем нового привоза», — пояснила продавщица. А это значит, что просроченный продукт попал на праздничные столы многих иркутян. И еще один немаловажный момент: когда мы попросили чек, продавец сказала, что кассового аппарата в отделе нет, а товарный чек выписала на обычном белом листочке, где нет ни печатей, ни штампов.

Рассказ о нашей странной покупке совсем не удивил сотрудников иркутской милиции. По словам инспектора отдела по Правобережному округу Центра по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при ГУВД Иркутской области Валерии Доновой, вести себя подобным образом предпринимателям позволяют изменения, внесенные в административное законодательство в прошлом году:

— Если раньше за качество продуктов отвечал производитель, то сейчас это должен делать продавец. Но попробуйте доказать, что вы купили товар именно в этой точке, если наличие кассовых аппаратов у мелких предпринимателей теперь тоже необязательное условие. По сути, включая зеленый свет малому бизнесу, законодатели сделали совершенно беззащитным потребителя. Теперь он может рассчитывать только на свою бдительность. Милиция, которая раньше контролировала ситуацию в торговле — проводила проверки и устраивала контрольные закупы, изымала партию некачественных продуктов и уничтожала их, этим же законом лишена таких полномочий. Да, мы по-прежнему принимаем заявления от граждан, стараемся им помочь, но реально что-то сделать практически невозможно, потому что если мы начнем действовать как раньше, к ответственности привлекут нас за превышение должностных полномочий. Мы знаем, где торгуют некачественным товаром, но применить санкции не можем. Кстати, в законе есть еще одна интересная деталь — теперь, чтобы призвать к ответственности продавца, потребитель еще должен доказать, что купил ту же банку компота, рулет или арбуз для личных целей, а не на продажу. Понятно, что соблюсти все эти условия невозможно, поэтому можно прогнозировать, что ситуация в розничной торговле будет только ухудшаться.

Требуйте возврата денег

Что делать, если в магазине подсунули просроченный товар? С этим вопросом мы обратились к начальнику городского отдела по защите прав потребителей Виктору Низовцеву:

— Самое простое — вернуть товар туда, где вы его купили. Это можно сделать независимо от того, находится ли он в целом виде или осталась только его часть. В 99 процентах случаев продавцы сразу возвращают деньги. Помимо этого, для защиты своих прав потребитель может обратиться к нам в отдел или в службу Роспотребнадзора.

Пишите жалобы

Если вам продали некачественный, просроченный товар, специалисты областного управления Роспотребнадзора советуют не оставаться в тени, а писать жалобы. Причем для того, чтобы сотрудники этого ведомства приняли меры к торговцам такими товарами, жалоба должна быть подготовлена в письменном виде. При этом в ней должны быть обязательно указаны фамилия, имя, адрес и контактный телефон заявителя, а также подробно изложены факты покупки: где, когда, что купили и какие претензии есть к товару. Если у вас сохранился кассовый или товарный чек, а также сам продукт, желательно передать все это вместе с заявлением в управление Роспотребнадзора.

Как пояснили в пресс-службе регионального Роспотребнадзора, по результатам внеплановых проверок, проведенных в прошлом году в крупных иркутских магазинах, было установлено, что в некоторых из них продаются товары с нарушением санитарных правил и гигиенических нормативов, продукты с истекшим сроком годности, товары без необходимых документов. На упаковке некоторых товаров отсутствовала информация о дате изготовления, сроке годности, наименование и местонахождение изготовителя. Кроме того, в отдельных случаях цена товара, указанная на ценнике, не соответствовала цене в чеке. По результатам проверок было вынесено 86 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, в том числе на 6 юридических лиц. Общая сумма вынесенных штрафов составила 261 тысячу рублей.

Советы бывалых

Мы спросили у наших читателей: «Какие меры защиты от покупки просроченных продуктов вы применяете?» И вот какие ответы получили:

— Продукты из первого ряда лучше не брать. Туда обычно выставляют те товары, срок годности которых находится уже на грани. Берите те, что стоят в самых дальних рядах.

— Внимательно смотрите на этикетки. Если там есть потертости, числа размыты, то, скорее всего, это перебитый ценник или способ хранения был нарушен.

— Попробуйте приподнять край этикетки. Не исключено, что под ней окажется еще одна. Такой продукт лучше не брать.

— Требуйте кассовый чек и сохраняйте его до того момента, пока не убедитесь, что товар годен к употреблению. Лучше подстраховаться таким образом, чтобы при возврате можно было доказать, что просрочка была куплена именно в этом магазине.

Поделитесь опытом

Как всегда, сотрудникам редакции «Пятницы» важно знать мнение читателей. Мы приглашаем вас к разговору о проблемах современной торговли. Рассказывайте свои истории покупателей, делитесь опытом, как избежать обмана продавцов. Надеемся, что к нашему разговору подключатся и работники торговли. Нам очень интересно узнать мнение не только о настоящем времени, но и о том, насколько строго контролировалось качество продуктов в советское время. Ваших звонков ждут по тел. 27-28-28.

Эмоции через край

Эти высказывания иркутян мы нашли в Интернете на сайте irk.ru. Судя по ним, наши торговые учреждения совсем не следят за своим имиджем. kisulyaK: «В наших супермаркетах надо каждую баночку и пачечку оглядывать по поводу срока годности».

tisha0705: «В нашем магазине постоянно в продаже заплесневелые смайки и профитроли, просроченные салаты и таинственные вафельки со сгущенкой (без производителя, без даты изготовления, без срока годности)».

apiteka: «Эх, хотел пивка купить в супермаркете... Смотрю, срок годности до 11.10... Одной выпитой бутылкой пива меньше. А вообще, за сроками годности, особенно продовольственных товаров, глядеть сложно, когда работников в супермаркете не хватает, так же как и ценники успевать менять».

rusn07: «Один раз лавашик тоненький с братом купили. Принесли домой, по кусочку оторвали, и брат говорит: «Чего-то какой-то вкус странный... Как кабачки. И запах такой же. Развернули полностью, а там плесени во все внутренние вкладки! Принесли менять, так деваха еще и удивлялась: «Где плесень? Вам показалось!» А уж про курочку-гриль из тухлятины я вообще молчу».

Zmey_007: «...Раньше, то бишь когда открылись... все у них было хорошо... на 5+... а сейчас ваще ужас что творится... на кефире... даты переписывают... причем видно затертости... кошмар!» geieyz: «Пельмени из будущего — по дате пельмени выпущены в следующем месяце. На свекле ценник от арбуза».

crown111: «Два года проработала в одном из таких мест... Была администратором кассовой зоны, поэтому все недовольство покупателей приходилось испытывать на себе, а поверьте, на дню это могло быть не один раз... Просрочка на самом деле в каждом углу, администраторы торгового зала заставляют работников переклеивать стикеры, мыть колбасу, переупаковывать рыбу, т. к. не вошедшая в норму списания просрочка ложится грузом, отягчающим кошельки работников супермаркета... Я промолчу про местное производство (салаты, куры-гриль, мясо и т. д.)... Сотрудники стараются там ничего не брать... Господи! Как вспомню весь этот ужас, тошнить начинает. Особенно меня убил случай, когда девушки купили торт-полоску, а потом принесли его с реальными грибами плесени наверху, при этом сказав, что сначала думали, что это украшение... Я чуть сквозь землю не провалилась от стыда, что я работаю в такой ж...»

Метки:
baikalpress_id:  30 663
Загрузка...