Свет, вода и батареи

Почему тарифы на ЖКХ в Иркутске выросли на 12 процентов?

Неприятную для иркутян новость о росте цен на коммуналку обнародовал на этой неделе недавно назначенный на должность вице-мэра Иркутска Дмитрий Разумов. Конечно, он подчеркнул, что повышение тарифов — это социально ответственное решение: «Нужно увеличивать тарифы, чтобы формировать инвестиционные программы для сетевых организаций. С другой стороны, каждый рубль в сегодняшней экономической ситуации значим для семьи». В итоге новые цены на коммунальные услуги теперь выглядят так:

* Отопление — 283 рублей 59 копеек за Гкал

* Горячее водоснабжение — 60 рублей 50 копеек за куб. м

* Холодное водоснабжение — 7 рублей 38 копеек за куб. м

* Водоотведение — 8 рублей 52 копейки за куб. м

* Электроэнергия — 68 копеек

* Газоснабжение — 28 рублей 52 копейки

* Предельный тариф на проезд в муниципальном транспорте — 13 рублей

Чтобы представить наглядно, насколько больше нам теперь придется платить, сотрудники администрации рассчитали ежемесячную квартплату для семьи из трех человек, проживающей в квартире площадью 54 кв. метра. В 2011 году она составит 2866,01 руб. в месяц, таким образом ежемесячные расходы домохозяйства увеличатся на 307,49 руб. в сравнении с прошлым годом (в 2010 году стоимость услуг ЖКХ составляла 2558,52 руб.). В итоге рост тарифов составит 12,02%.

В общем и целом чиновники нам предлагает не отчаиваться, ведь могло быть и хуже: в Иркутске одни из самых низких тарифов среди городов области на холодное водоснабжение — 7,38 рубля за кубометр воды. Для сравнения: в Ангарске кубометр стоит 10,80 руб.

Но все-таки не совсем все понятно. Вот недавно в журнале Forbes появилась очень интересная статья Марселя Салихова, в которой прослеживается динамика роста цен на услуги ЖКХ в России и делается парадоксальный вывод: у среднего жителя Европы на услуги ЖКХ уходит 8% , а россиянин платит уже 11%!

По словам Салахова, наши коммунальщики любят ссылаться на повышение стоимости коммунальных ресурсов (вода, электричество, тепло). Дескать, тарифы монополий растут, соответственно растет стоимость услуг ЖКХ. Однако расчеты показывают, что цены на коммунальные ресурсы за последние 10 лет выросли примерно в 3—4 раза, тогда как стоимость коммунальных услуг увеличилась практически в 11 раз. «Сегодня расчеты тарифов осуществляются по старинке — на основе нормативного учета затрат — по нормативам удельного потребления топлива, по нормам амортизации, нормативной численности и персонала. Это приводит к тому, что сами организации не имеют стимулов к повышению собственной эффективности и ограничению роста стоимости на свои услуги. Скорее наоборот, повышение стоимости услуг при заданном нормативе рентабельности увеличивает объем получаемых финансовых ресурсов», — утверждает Салихов.

В чем разница?

Тариф ЖКХ делится на жилищные (уборка подъездов, вывоз мусора, остекление подъездов, текущий ремонт и т. д.) и коммунальные услуги (отопление, электроэнергия, водоснабжение и водоотведение). Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственники квартир должны устанавливать сами с помощью управляющей компании или ТСЖ. Тарифы на коммунальные услуги (за исключением холодной воды и водоотведения — тарифы на эти услуги устанавливают муниципалитеты) определяет правительство Иркутской области и утверждает Служба по тарифам Иркутской области.

Переплачиваем или нет?

Незадолго до Нового года депутат ЗС Антон Романов заявил о намерении подготовить запрос в прокуратуру Иркутской области по обоснованности тарифов на услуги ЖКХ. По данным Антона Романова, с потребителей берут больше, чем положено, в 2 раза. Обозреватель «Пятницы» связался с депутатом, чтобы уточнить его позицию.

— И нам это удалось доказать: один из жителей микрорайона Университетского подал жалобу в суд на УК «Западное управление жилищно-коммунальными системами» в связи с тем, что с него взимали завышенную плату за воду и тепло. У него стояли водосчетчик и теплосчетчик, а плату начисляли по среднему показателю. В итоге разница составила 35%. Компания была вынуждена ему вернуть 15 с половиной тысяч рублей.

По словам Антона Романова, этот факт позволяет сделать вывод, что все мы переплачиваем управляющим компаниям от 25 до 35 процентов. Происходит это за счет завышения объемов поставляемого тепла и воды: то есть мы тратим тепла и воды меньше, чем нам насчитывает управляющая кампания.

— Считаю, что прокуратура должна провести сквозную проверку по всем управляющим компаниям и обратиться с иском в суд, — уверен Антон Романов. — Администрация города должна учреждать свои муниципальные управляющие компании, которые обеспечивали бы населению социальный стандарт по теплу и воде. Дело в том, что мы живем в Сибири, территорию которой можно только условно назвать пригодной для проживания, и нельзя в наших условиях торговать теплом, нельзя эту сферу отдавать во власть рынка.

«Пятница» попросила гендиректора Западного управления ЖКС Александра Барташова прояснить ситуацию по факту признания завышенной оплаты одним из жителей Университетского.

— До вас некорректно дошла информация, — ответил он. — Да, житель Университетского подал на нас иск в суд. В судебном решении было сказано: «В иске отказать». Об оплате жителю за коммунальные услуги речи нет. Мало того, этому жителю еще были довыставлены счета за потребление горячей воды.

Мы снова связались с Антоном Романовым, в ответ он выслал нам решение мирового судьи Колпаковой (мировой участок № 16), в котором черным по белому написано, что суд признает иск обоснованным. Далее цитата: «Судом установлены неправомерные действия ответчика (открытое акционерное общество «Западное управление ЖКС») по начислению платы за горячее водоснабжения и отопление без учета показателей общедомового прибора учета тепловой энергии, что привело к завышению платы за коммунальные услуги». То есть факт завышения оплаты признан судом!

Далее в решении говорится, что ответчик в добровольном порядке удовлетворил исковые требования, выполнив перерасчет платы по горячему водоснабжению (3216 руб.) и отоплению (12 461 руб.). В этой связи суд действительно принял решение в иске гражданину С. отказать «в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требований». Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что добровольное удовлетворение исковых требований означает признание факта завышения платы. И значит, некая причинно-следственная связь между высокими коммунальными платежами и действиями УК все-таки существует.

Лукавая цифра

Буквально через день после объявления о 12-процентном повышении тарифов ЖКХ состоялась пресс-конференция с участием руководителей крупных управляющих компаний Иркутска и директора некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Содружество ЖКХ». Накануне было объявлено, что на ней будет озвучено решение не поднимать квартирную плату для населения за жилищные услуги, что таким образом ряд крупнейших управляющих компаний решили сделать иркутянам своеобразный подарок к юбилею города. Разумеется, это выглядело как сенсация. Неудивительно, что в офисе «Южные ЖКС», где проходила пресс-конференция, был аншлаг, журналисты приехали даже из Ангарска. Однако исполнительный директор НП СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек сразу же дал понять, что речь идет не обо всех тарифах.

— Очень часто случается путаница. Когда происходит рост квартплаты, большинство населения считает, что это вина управляющих компаний. Но нужно понимать, что есть коммунальные услуги и есть услуги жилищные. К стоимости коммунальных услуг (тепло, горячее и холодное водоснабжение, освещение, водоотведение) управляющие компании не имеют никакого отношения.

По словам г-на Дамешека, управляющие компании оказывают жилищные услуги (содержание мест общего пользования и ремонт мест общего пользования), однако цены на них устанавливаются по инициативе управляющих компаний и собственников. Средний тариф на ремонт помещений общего пользования в 2010 году в Иркутске составлял 4,74 руб. с 1 кв. м, на содержание — 9,74 руб. с 1 кв. м.

И вот только по этим двум статьям (содержание и ремонт мест общего пользования) три жилищные управляющие компании Иркутска (Южное, Северное и Западное управления ЖКС) решили оставить прошлогодние тарифы.

Цифры всегда требуют внимательного подхода, поэтому посчитаем цену «юбилейного подарка»: возьмем примерный кассовый ордер за прошлый год. Имеется квартира 30 кв. м, в которой проживают два человека. В месяц на содержание жилья начислено 295 рублей, на текущий ремонт 143 рубля. Итого 438 рублей. А теперь прибавим 12%. Получилось 52 рубля. Некоторые газеты после этой пресс-конференции вышли с восторженными заголовками: «Рост тарифов отменяется!», «Тарифы на ЖКХ останутся прежними». Неискушенные читатели и правда могут подумать, что ничего не изменилось... Но ведь это не так!

Метки:
baikalpress_id:  30 645