Одинаковы с лица

Жительница Саянска возрождает русскую матрешку

Матрешка в России всегда пользовалась особой любовью — кукла занимала свое почетное место в сервантах жителей, и ее достаточно редко давали детям. Ведь после многочисленных разбираний-собираний самые маленькие куклы быстро терялись, а большие трескались и выбрасывались. Так постепенно матрешки исчезли с полок сервантов, а потом и с прилавков магазинов. Сейчас их можно найти в сувенирных лавках, но все равно это по-прежнему большая редкость, да и стоят они довольно дорого. Потому увлечение жительницы Саянска, которая сама расписывает необычных кукол, привлекло всеобщее внимание.

— У нас в роду много художников, — рассказывает Маргарита Николаевна Тавер. — Мое первое знакомство с красками чуть не закончилось трагедией. Это было в детстве, мы жили тогда в Ярославле: старшая сестра занималась в художественной школе, и однажды она рисовала дома, а меня так привлекли цветные баночки, что я подошла и съела краску! В итоге попала в реанимацию, но с тех пор моя любовь к рисованию стала только сильнее.

Девушка училась в химико-механическом техникуме, потом работала на Ангарском нефтеперерабатывающем заводе, училась в нархозе, стала экономистом, затем переквалифицировалась в программиста, но страсть к рисованию не проходила никогда — оформляла стенгазеты, посещала изостудию, преподавала рисование на общественных началах ангарчанам, рисовала с собственными детьми и так далее.

А вот с матрешками свою жизнь Маргарита Николаевна связала совсем недавно, хотя желание расписывать русскую куклу появилось еще в юности: — Я шла по городу и увидела на прилавке матрешек. Они были безобразно оформлены. Я тогда подумала, что с удовольствием занималась бы этим делом.

Впервые болванки матрешек попали в руки Маргариты Тавер четыре года назад — знакомый привез из Санкт-Петербурга пятиместную куклу и подарил ее женщине. С тех пор в любое свободное время Маргарита Николаевна садится за дело.

— Тех первых кукол я подарила друзьям на годовщину свадьбы. Расписала их очень необычно. У пары трое детей, и я вырезала из фотографий их лица, приклеила к дереву, а остальное оформила красками.

Сейчас Маргарита Николаевна уже не может подсчитать, сколько сотен красавиц раскрасила:

— Болванки заказываю по Интернету. Обычно их изготавливают из березы и липы. Я предпочитаю березовую куклу: на нее удобнее наносить краски — дерево высушивают при определенной температуре в течение пяти лет, поэтому оно более плотное и не так сильно впитывает краску. Стандартный набор — пятиместная матрешка — стоит около 200 рублей. Реже покупаю трех- и десятиместных. Но бывают и больше. В Москве я видела куклу на сто мест — самая большая размером выше пояса!

Рисует Маргарита Тавер обычной гуашью, потом покрывает лаком — процесс долгий, трудоемкий и кропотливый.

— На пятиместную куклу может уйти несколько месяцев — смотря как быстро придумаешь рисунок, как получится лицо. Кстати, все зависит от выражения лица куклы: одни получаются простушками, другие модницами, третьи капризные, четвертые воображалки и так далее. Думаешь одно им платье нарисовать, но они сами диктуют наряд — одной блестки, другой меха, третьей сарафан.

Многих кукол Маргариты Николаевны раскупили. Как правило, женщина приносит их на праздничные базары в день города:

— Люди спрашивают, показывая на самую старшую куклу: сколько стоит? Я отвечаю. Они переводят палец на вторую из набора: «А эта?» Я объясняю, что это набор, что нужно разбирать кукол и составлять одна в другую, и понимаю, что люди этого не знают, они впервые видят матрешку, впервые слышат название!

Кстати, стоят куклы Маргариты Тавер в районе 500 рублей — одни дешевле, другие дороже, в зависимости от количества матрешек в наборе: — Я люблю их, пока рисую, а потом легко дарю и продаю — не жалко. Кстати, несколько наборов матрешек сейчас путешествуют по области — участвуют в разных выставках.

— Я считаю, матрешку нужно возрождать. Во-первых, это традиционная русская игрушка, во-вторых, она развивает моторику у детей, внимательность, ну и просто красиво!

Чья игрушка?

Есть версия, что матрешку придумали в России. По другим данным, куклу «одна в другой» изобрели японцы.

Хватит одного художника

Маргарита Тавер с детства мечтала стать художницей, но однажды родители выиграли пианино и отправили дочку в музыкальную школу вместо художественной. После музыкалки девочка все же собралась в художественное училище. Однако родители были против — старшая дочь уже рисовала, и, как решили взрослые, двум художникам в одной семье не было места. Пришлось учиться в химико-механическом техникуме.

Тараканы съели

Маргарита Николаевна вспоминает забавный случай, произошедший около 30 лет назад:

— Мы делали праздничную стенгазету — надеялись занять первое место. Работали полночи, очень красиво все оформили и оставили полотно сохнуть на столе. Утром пришли — у газеты исчезло название! Все на месте, а наверху голая бумага! Потом выяснилось, что краску съели тараканы! Видимо, тушь была с какими-то добавками, которые привлекли насекомых.

Загрузка...