Бессменный полис

В будущем году в российской системе здравоохранения наступят перемены, которые коснутся и пациентов, и врачей. Депутаты Госдумы приняли закон, по которому полис обязательного медицинского страхования станет единым для всех: отпадет необходимость его ежегодной замены и с ним можно рассчитывать на медицинскую помощь в любом лечебном учреждении страны.

Авторитет

Будем конкурировать

Что думают по поводу нововведений люди, которым предстоит реализовывать их на практике? Об этом мы спросили у главного врача иркутской ГКБ № 1, депутата городской думы Леонида Павлюка.

— Леонид Александрович, за медицинской помощью приходится обращаться всем людям, и врачи не исключение. Вас, как пациента, все устраивает в работе иркутских поликлиник?

— К счастью, пока на здоровье не жалуюсь. Даже не могу вспомнить, когда последний раз обращался к врачам как пациент. По-моему, это было еще в студенчестве, когда болел гриппом. Но как врач и руководитель крупнейшего иркутского лечебного учреждения, в составе которого есть и поликлиника, и больница, о существующих проблемах знаю. Чаще всего люди жалуются на очереди. Но в этом далеко не всегда виноваты медики. Например, в нашей больнице уже больше года работает система записи к врачу с помощью электронных терминалов и через Интернет. Но большинство пациентов не используют эту возможность. Через терминалы в день записываются не больше 10—15 человек, а по Интернету за все время записался только один. Да и то это был министр здравоохранения Иркутской области Гайдар Гайдаров, который хотел проверить, как работает эта система. При этом за день нас посещает около двух тысяч человек. То есть все остальные люди предпочитают попадать на консультацию к врачам по старинке — приходят или звонят в регистратуру.

— Насколько новый закон будет полезен для пациентов?

— Ситуацию, которая творилась в последние годы на рынке медицинского страхования, я бы назвал издевательством над людьми, которые были вынуждены каждый год менять полисы, выстаивая при этом огромные очереди. Лично я за то, чтобы ввели единый полис. Это даст возможность пациенту выбирать лечебное учреждение и врача. Правда, тут есть одна оговорка — при согласии врача. Понятно, что, если человек живет в одном районе города, а хочет лечиться у врача, который работает в другом районе города, нужно спросить его согласие — готов ли он ездить на вызов через весь город.

— Если предположить, что все-таки пациенты получат реальное право выбора поликлиники и врача, медицинские учреждения окажутся в условиях жесткой конкуренции. Ведь чем больше пациентов, тем больше денег заплатит больнице страховая компания. Насколько иркутские учреждения готовы к такой конкуренции?

— За свое учреждения я спокоен. Мы на хорошем счету, располагаем прекрасными диагностическими и лечебными возможностями. Но есть учреждения, обладающие меньшими конкурентными возможностями. Если все пойдет по рыночным законам, то, скорее всего, выживут сильнейшие медицинские заведения. Что поделать, это волчий закон капитализма. Хотя конкурентная среда должна быть обязательно. Иначе у медиков исчезнет стимул биться за то, чтобы их учреждение развивалось.

— Помимо единого медицинского полиса обсуждается возможность замены привычных бумажных историй болезни на электронные. Понятно, что это делается для удобства пациентов — врач из любой клиники страны сможет получить всю информацию о состоянии здоровья человека. Но ведь эта информация, размещенная в Интернете, может стать доступной не только врачу. А как же права пациента?

— Думаю, мы еще долго не сможем отказаться от бумажных историй болезни. Хотя, безусловно, электронные — это очень удобно. У нас в больнице создана локальная сеть, в которой размещается информация о пациентах. Доступ к ней имеют только сотрудники учреждения. К примеру, врач сомневается в диагнозе. Он направляет больного на лабораторное исследование, и уже через несколько минут результаты анализов появляются в компьютере. То есть сокращается время диагностики, что при некоторых заболеваниях позволяет спасти жизнь. Что касается электронных карт в глобальной сети — вопрос спорный. В некоторых европейских странах их использование запрещено, так как нет надежной защиты данных. А нарушение конфиденциальности может обернуться судебным иском к лечебному учреждению. В общем, здесь есть над чем подумать.

А что думает народ?

Хотя бы внешний вид

Сегодня мы спросили у иркутян: «А что бы вам хотелось изменить в работе наших поликлиник и больниц?»

Светлана: — Для начала хотя бы внешний и внутренний вид поликлиник и больниц. А то заходишь внутрь — и лечиться не хочется. И конечно же, обращение персонала с пациентами — очень часто грубят.

Александр: — Нужно кардинально менять всю систему здравоохранения. Так не должно быть, что человек приходит на прием к врачу, ему назначают обследование, которое он должен проходить в других клиниках, расположенных в разных концах города. Все процедуры должны быть в одном месте.

Татьяна: — Меня все устраивает. Я сама медик и знаю, что врачи работают с полной отдачей. Хотя от очередей очень хочется избавиться. И выход здесь простой — прием по записи, пунктуальность врачей и пациентов.

Юлия: — Хотелось бы, чтобы врачи были повежливей. И очереди чтобы были поменьше. И еще, чтобы нас лечили настоящие профессионалы, которые пришли работать в эту профессию по призванию.

Иван: — Я на здоровье не жалуюсь, поэтому к врачам не обращался уже давно. Мне кажется, у нас медицина на высоком уровне. Врачей можно похвалить.

Над темой недели работала ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО, miol@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО

Метки:
baikalpress_id:  30 577