Опасно быть учителем

На этой неделе самой обсуждаемой темой, безусловно, можно назвать шокирующий случай избиения молодой учительницы из Санкт-Петербурга. Разборки с педагогом прямо на глазах у школьников устроил отчим первоклассницы. За последнее время случаев расправы над учителями в российских школах становится все больше. Иркутская область не является исключением — три года назад одиннадцатиклассник ново-ленинской школы нанес шесть ножевых ранений своему преподавателю по физике, весной этого года достоянием общественности стали издевательства подростков над пожилой учительницей физкультуры из Шелехова.

Авторитет

Вспомнить прежний опыт

О том, почему учитель перестал быть для родителей и учеников непререкаемым авторитетом, мы поговорили с директором иркутского лицея ИГУ, учителем высшей квалификационной категории, победителем всероссийского конкурса «Лучший директор» и городского конкурса «Признание» Еленой Кузьминой.

— Елена Юрьевна, какие чувства вызывают у вас подобные случаи?

— В моей практике, а я работаю в школе больше 30 лет, такого, к счастью, не было ни разу. Но когда слышишь, что это происходит с коллегами, становится очень грустно. Что касается случая, произошедшего в Санкт-Петербурге, возникает очень много вопросов, и в первую очередь к администрации школы. Сейчас в каждом учебном заведении работает охрана, и если бы ее сотрудники проявили бдительность, такого бы не произошло. Ведь человек, заранее настроенный агрессивно, проявил бы ее уже на входе, если бы его пытались остановить. Кроме того, раз он целенаправленно шел к учителю, значит, скорее всего, конфликт возник не ежесекундно, ведь он же не на улице ее избил, а пришел в школу. И то, что в этом конфликте никто не попытался разобраться заранее, тоже вызывает недоумение. Я понимаю, что пострадавшая учительница — молодой специалист и, возможно, просто не знала, как нужно себя вести, чтобы погасить конфликт до наступления физических разборок.

— В советских школах не было охраны, тем не менее учителя не сталкивались с рукоприкладством. Почему, на ваш взгляд, сейчас учитель перешел из разряда уважаемых, авторитетных людей в категорию «для битья»?

— Я вижу несколько причин такого отношения общества к учителям. Во-первых, гораздо хуже стали социальные условия жизни педагогов. В советское время учитель был человеком со средним достатком. Сейчас учителя зарабатывают очень мало. В результате общество стало относиться к учителю как к неудачнику, к представителю неуважаемой, непрестижной профессии. Это повлекло за собой снижение конкурса в педагогические вузы — туда шли учиться случайные люди, из которых получились специалисты низкой квалификации. Но дело не только в этом. Изменилась сама система образования — из рамок государственных стандартов она вышла и превратилась в общественную сферу потребления образовательных услуг.

— Есть ли выход из этой ситуации?

— Выход есть, и он очевиден — нам всем нужно учиться быть терпимей друг к другу, уважать друг друга, одним словом — формировать культуру общения. Государству и администрациям школ нужно подумать о безопасности людей, которые находятся в этих учреждениях. Я была в американских школах. Система, которая существует там, на мой взгляд, отвечает требованиям времени. Посетитель может попасть внутрь только по предварительной договоренности с администрацией школы, но при этом на него наденут бейджик гостя и будут контролировать его перемещения с помощью видеокамер. Кроме того, у них в каждой школе есть сотрудник, который отвечает только за дисциплину. Кстати, в царской России такие работники тоже были. Возможно, нам будет полезно вспомнить этот прежний опыт.

— Думаю, вам есть что сказать и родителям, ведь в конфликте всегда задействованы как минимум две стороны.

— Очень хочется, чтобы у родителей пришло понимание того, что процесс воспитания должен идти непрерывно. Он не должен прекращаться после того, как закончились уроки, и ребенок покидает стены школы. К сожалению, многие родители считают своей главной обязанностью заработать деньги, а все остальное сделает школа, которая должна выдать готового образованного, воспитанного человека. Но если в семье не занимаются воспитанием ребенка, не прививают ему элементарной культуры общения, ни одна, даже самая лучшая, школа не поможет.

А что думает народ?

Повезло с учителями

Сегодня мы спросили у иркутян: «Бывали у вас конфликты с учителями и как вы их решали?»

Полина: — Сильных не было. Так, по мелочи: мы доводили учителей, они нас ругали. Тогда вызывали в школу родителей, директор приходил на урок. Все решалось в режиме диалога. Думаю, основная причина конфликтов в том, что дети не хотят учиться, не понимают, что это им нужно.

Александр: — Нет, никогда не сталкивался с этим. Да я в школу не хожу, у меня жена этим занимается. От нее тоже никаких претензий к учителям не слышал. У меня дети отличники, потому что дома мы с ними много занимаемся.

Людмила Валентиновна: — Нет, у меня дети воспитанные, поэтому скандалов с учителями не бывает. Я считаю, что родители должны побольше заниматься с детьми, тогда и ходить на разборки не придется.

Валерий: — Нет, не помню ничего такого. Может быть, наше поколение было по-другому воспитано. Для нас учитель всегда был авторитетом, поэтому ни обиды, ни злости по отношению к нему не возникало.

Костя: — Бывало, если несправедливые оценки получал. Конечно, чаще стараюсь самостоятельно все решить — исправить оценку на хорошую, но иногда приходится с родителями приходить в школу.

 

Метки:
Загрузка...