Много талантов

Ангарчанин Анатолий Осауленко называет себя поэтическим скульптором — своим изваяниям он посвящает стихи

Многие известные люди признаются, что развивали свой талант упорным трудом. А нашему сегодняшнему герою — Анатолию Кузьмичу Осауленко — он был дан с рождения. Конечно, когда Анатолий Кузьмич написал свои первые картины, он еще не понимал, что практически в совершенстве владеет искусством рисунка с натуры, ведь тогда художник, как говорится, еще под стол пешком ходил, а первым инструментом будущего мастера стал уголь, которым он выписывал портреты мамы и сестры на русской печке. Глядя на эти рисунки, взрослые только диву давались: «Ты смотри, как похоже!»

Правда, однажды этот талант чуть не перечеркнул его дальнейшую жизнь. В советское время вожди коммунистов считались непререкаемыми авторитетами, и любое нарушение этого постулата каралось по всей строгости закона, невзирая ни на какие обстоятельства. Но детская непосредственность и любознательность всегда были сильнее любых страхов. Вот и наш герой в середине 40-х годов, будучи учеником 2-го класса, однажды, сидя за школьной партой, сделал из ржаного мякиша голову Ленина. Решил показать свою поделку учительнице, а та чуть не упала в обморок и испуганно зашептала: «Ты что, Толя?! Забудь! Тем более Ленина! Тем более из хлеба!» Немного опережая события, стоит заметить, что спустя много лет, когда Анатолий Осауленко уже был профессиональным скульптором, он вылепил много образов Ленина. Некоторые из них до сих пор хранятся в его мастерской, некоторые остались на предприятиях, где он работал.

Перед тем как профессиональный выбор был сделан окончательно, будущий мастер успел поработать киномехаником в передвижном кинотеатре: «Ездил по селам, возил кино, крутил фильмы. Зная, что я хорошо рисую, мне поручали делать рекламу. Тогда никаких компьютерных технологий не было и в помине — все делалось вручную. Брал кисти, краски, большой лист фанеры и рисовал на нем афиши к фильмам».

Со временем Анатолий Кузьмич понял, что все же мечтает о творчестве, и решил поступать в художественное училище. «На 7 мест было 220 претендентов. Я единственный из всего потока абитуриентов получил пятерку с плюсом за экзамен по живописи. Правда. На этом мои успехи и закончились — сочинение по литературе я завалил. Но, к счастью, мне разрешили посещать занятия в качестве вольнослушателя».

Отработав несколько лет на украинском стекольном заводе, художник приехал жить в Ангарск, где смог найти себе место на керамическом заводе. Но эта работа его совсем не устраивала: «Я мечтал творить, а приходилось делать пуговицы и бусы. Да и зарплата, хоть и была в два раза выше, чем на Украине, не обеспечивала даже минимальных потребностей». Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая карьера, ведь примеры, когда талантливым людям приходится заниматься нелюбимой работой ради заработка, совсем не редкость, если бы не дело случая. В Ангарске объявили конкурс на разработку проекта памятника политкаторжанам. Анатолий Кузьмич решил, что будет в нем участвовать: «Тогда мы жили в коммуналке. Своей мастерской у меня, конечно же, не было. Работать приходилось в основном в ванной. Но все-таки мой проект оказался лучшим, и я выиграл этот конкурс». Работу Анатолия Осауленко установили в Ангарске на улице Московской.

Кстати, позже с этим памятником была связана одна мистическая история. «Я узнал, что его собираются реконструировать. А вскоре после этого мне приснился сон — будто я леплю, а глина разваливается, рассыпается у меня в руках. Потом я понял, что это было некое предупреждение, потому что в итоге работы по памятнику доверили делать непрофессионалу и он изуродовал скульптуру».

Сейчас в городе много памятников этого автора — Ленин, Дзержинский, Карл Маркс, Родина-мать, а также стела в честь награждения Ангарска орденом Трудового Красного Знамени.

А некоторые задумки так и остались в стенах его мастерской в виде проектов. В числе таких скульптур — памятник известному иркутскому писателю Александру Вампилову и женам декабристов. Удивительно, насколько точно эти фигуры передают дух своей эпохи и характеры людей. А сам мастер считает, что эти образы пронизаны поэзией. Кстати, писать стихи у него получается ничуть не хуже, чем ваять скульптуры. Но если над этими изваяниями приходится думать, то причудливые деревянные фигурки, которые тоже хранятся в мастерской художника, придумала сама природа, а наш герой лишь немного их отшлифовал и облагородил. «Сам хожу в лес, собираю разные деревяшки. Потом приношу их к себе в мастерскую и оставляю лежать до поры до времени. А затем достаю и рассматриваю. Я не насилую дерево, природа сама подсказывает мне образы. Я лишь слегка их шлифую. Например, так появилась фигурка петушка, подсвечник, символизирующий женское начало, трость-слаломистка», — рассказывает Анатолий Кузьмич.

Сейчас Анатолий Осауленко мечтает заняться креативной скульптурой: «Пока это направление не слишком популярно в нашей стране, но попробовать стоит. Это очень красиво. Например, такая скульптура есть в Москве на Киевском вокзале. Она сделана из гнутых труб, но их пластичная статика в сочетании с динамикой и силой воды поражает своим великолепием».

Метки:
baikalpress_id:  13 661
Загрузка...