Дорога мимо Иркутска

Через месяц, 27 октября, состоится открытие обходного пути, которого с нетерпением ждут уже много лет все жители города

Уже через месяц Иркутск должен вздохнуть с облегчением — весь транзитный транспорт, следующий со стороны Красноярска в направлении Читы и наоборот (а это более 3000 автомобилей в сутки), исчезнет с городских улиц. Ждут этого не только иркутяне, уставшие от бесконечных пробок и выхлопных газов, но и автомобилисты. Однако грандиозная стройка радует не всех: некоторые жители поселка Пионерска, мимо которого проходит трасса, таким соседством недовольны. В том, как продвигается строительство объезда и как приняли дорогу жители единственного поселка на его пути, разбиралась журналист «Пятницы».

Проехать сегодня по объездной дороге, которая официально называется «Обход города Иркутска», от начала и до конца невозможно — по мостам и развязкам путь закрыт, там вовсю идут строительные работы. Несмотря на это, некоторые СМИ поспешили с громкими заявлениями об открытии сквозного движения еще в конце августа, на самом деле максимум, куда можно добраться с одной и другой стороны, — это до нового моста через реку Иркут. «Пятница» проехала это расстояние от отметки «0», то есть со стороны Ангарска: мимо развязки над М-53, мимо моста через Вересовку (над ручьем организована временная переправа для строительной техники) и дальше по красивой черной асфальтовой полосе через тайгу до Пионерска. Именно здесь, у этого поселка, добраться до которого раньше можно было только по реке, сейчас построен автомобильный мост через Иркут.

Пионерск на новом участке трассы М-53 числится на 18-м километре. До этого поселка ни одного населенного пункта по обходному пути не встречается, как, впрочем, и на оставшихся 6 километрах объезда за Иркутом. «Раньше-то мы на лодках через реку переплавлялись, а на той стороне у многих гаражи стоят: машину выгнал — и езжай куда хочешь. А нет машины, пешком полчаса — и ты на трассе, — объясняют жители Пионерска. — Зимой пешком или опять же на автомобиле по льду. Экзотика своего рода».

С удовольствием забыть об этой экзотике готовы супруги Сидоровы, которых мы встретили у Иркута. «Смотрите, лодка наша уже течет, и мы ее даже ремонтировать не собираемся. Все, хватит! Еще месяц отходит, а дальше только по дороге, — улыбается Анатолий Владимирович. — Дорога — это хорошо в том смысле, что можно пользоваться благами цивилизации. Но с другой стороны, мы теряем экзотичность места — жалко».

Анатолий Владимирович и Лидия Гавриловна живут в поселке уже больше 10 лет — переехали сюда из Шелехова. И сожалеют они сейчас об одном — с приходом магистрали особая атмосфера Пионерска потеряется. «Раньше здесь были только мы, — рассуждают супруги. — Все друг друга знаем. Если кто чужой и появлялся, то он сразу на виду — на реке каждый заметен. А теперь, возможно, чужаки начнут наведываться, а этого не очень хочется, ведь мы сюда перебрались именно за тишиной, покоем, чистым воздухом». — А зачем мне нужна эта дорога? — задается вопросом другой житель Пионерска, Владимир Павлович Никитин. — Честно сказать, мне она даром не нужна. И я даже был против строительства. Да только кто меня спрашивать будет.

У Никитиных своя правда. Их дом, в котором они прожили уже много лет, стоит на углу улицы, по которой то и дело пролетают грузовики: «Зачем мне нужна вот эта пыль, шум? Я дорогу у своего дома за собственные деньги отсыпал, а теперь ее грузовики разбивают...» Кстати, Зоя Степановна Никитина родилась и выросла в Пионерске. Потом вместе с мужем жили в Шелехове, а несколько лет назад перебрались в поселок на ПМЖ. — У нас скот, техника, магазинчик держим и живем. Цивилизация нам в городе надоела — не за тем мы сюда ехали, — говорит Владимир Павлович.

Один из положительных моментов для Пионерска замечают пока немногие — на дороге можно организовать свой бизнес. Но об этом пока, по словам местных, никто не думает. «Ну что можно сделать? Пирожками торговать, кафешку построить, ночлежку основать, маршрутку организовать, — размышляют жители. — Всерьез об этом пока никто не задумывался. Да и не заработала дорога еще. Пустят движение — там видно будет». О том, на какой стадии сейчас работы на объекте «Обход Иркутска» автодороги М-53 «Байкал», мы поговорили с главным инженером генерального подрядчика строительства ЗАО «Труд» Юрием Кибиревым. — Работы подходят к концу, — заверил специалист, — готовность на данный момент более 90%. Впереди установка 28 километров барьерного ограждения, нанесение разметки, установка знаков, освещения на путепроводах и мостах.

Напомним, строительство объекта «Обход Иркутска» автодороги М-53 «Байкал» было запланировано на начало 90-х годов. По известным причинам стройка заглохла и возобновилась уже в 2007 году по Указу Президента РФ Владимира Путина «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».

— Все финансирование строительства автомобильной дороги федерального значения М-53 «Байкал» на участке обхода Иркутска осуществляется из средств федерального бюджета, — объясняет Юрий Владимирович. — При этом стоит заметить, что дорога обходит два города, несмотря на то что в названии значится только Иркутск. Конечная точка дороги выходит на М-55 за Шелеховым, получается, что трасса обходит два города.

По расчетам специалистов, интенсивность движения на новом участке к 2012 году составит 8690 автомобилей в сутки, а еще через десять лет, в 2022 году, — 12 520 машин в сутки. До открытия остался всего месяц.

Какая польза?

Открытие объездной дороги позволит:

* уменьшить поток транзитного транспорта через Иркутск и Шелехов более чем на 3000 автомобилей в сутки;

* снизить время прохождения транзитного транспорта с 2 часов до 30 минут;

* снять напряженность на дороге в пределах населенных пунктов;

* повысить безопасность движения и уменьшить аварийность на дорогах Иркутска и Шелехова;

* уменьшить интенсивность воздействия на природную среду;

* значительно снизить уровень шума в населенных пунктах, пересекаемых существующей дорогой.

Только факты

* Длина строящегося участка «Обход Иркутска» — 24,4 км.

* На участке построены два путепровода и два моста, проложено около километра водопропускных металлических гофрированных труб разного диаметра.

* Длина железобетонного моста через ручей Вересовка — 59,81 м.

* Длина металлического моста через реку Иркут — 282,44 м.

* Ширина земляного полотна — 15 м, ширина проезжей части — 7,5 м.

* Для отсыпки трассы и откосов использовано около 4 млн кубометров грунта.

* Толщина дорожного покрытия (три слоя) — 21 см.

* Стоимость строительства — 2 млрд 181 млн рублей.

Метки:
baikalpress_id:  13 610