И снова в школу

Незаметно пролетели летние каникулы, и вот на этой неделе многотысячная армия школьников снова отправилась на учебу. И хотя первый день осени выглядит как большой праздник — цветы, музыка, торжественные линейки, поздравления и улыбки, далеко не все ученики испытывают радость. Ведь свободная жизнь с этого момента закончилась на долгие девять месяцев, а вместо этого детей ждут уроки, домашние задания, контрольные работы и подготовка к экзаменам.

Авторитет

Не вырастить Перельмана

О том, как помочь детям втянуться в учебный процесс без ущерба для здоровья и настроения, мы поговорили с иркутским психологом-консультантом Владимиром Маляновым.

— Владимир, а вы в этом году кого-нибудь провожали в школу?

— Пока нет. Мой ребенок еще маленький, ходит в детский сад. Поэтому мы только готовимся к тем трудностям, которые могут возникнуть, когда он подрастет и станет школьником. Хотя он уже сейчас очень активно интересуется школой. Но пока она представляется ему лишь в позитивно-идеалистическом свете.

— Наверное, так рассуждает большинство детсадовцев, но очень часто, когда дети становятся школьниками, интерес к учебе затухает, а некоторые говорят, что вообще не хотят учиться. С чем это связано?

— Хорошо, если ребенок говорит это родителям. Это степень доверия. И такие мысли периодически возникают у любого ребенка. А причина чаще всего заключается в том, что далеко не все дети понимают, зачем нужно учиться в школе. Ведь взрослые не разъясняют им этого, а просто говорят: «Ты вырос. Тебе пора учиться в школе». Ребенок начинает думать, что это надо не ему, а маме. Более того, у детей хорошо развита фантазия, поэтому все, что ребенку не проговорили, он додумает сам. Попадая в школу и не понимая, зачем ему все это, он может подумать, что больше не нужен своим родителям, они бросили его в этом незнакомом коллективе. Кроме того, именно отношение к школьному обучению со временем преобразуется в отношение к работе. Если ребенок ходит в школу только для того, чтобы обменяться с друзьями модными наклейками и скачать новую музыку на мобильный телефон, он и потом, когда вырастет, будет тратить свое рабочее время на Интернет, не понимая, что работа — это не только способ заработать деньги, но и возможность для саморазвития. Поэтому основная задача взрослых на каждом переходном этапе разъяснить ребенку необходимость учебы в школе. Например, так: «У нас есть своя работа, у тебя теперь будет своя — это учеба в школе. В ближайшие одиннадцать лет ты будешь трудиться здесь».

— Но ведь тогда ребенок может спросить: «А где моя зарплата?» Я имею в виду материальные поощрения за хорошие оценки, которые практикуют некоторые родители. Как вы относитесь к такому методу стимулирования школьного прилежания?

— Безусловно, это не стимулирует к учебе и не учит обращаться с деньгами. Но, на мой взгляд, в некоторых случаях такое поощрение допустимо. Например, когда двоечник делает над собой усилие, упорно разбирается в теме и получает отличную оценку. Тогда, конечно, он оценит денежный приз. Но тут главное — не переоценить значимость его труда. Наверное, поощрение в сто рублей все-таки многовато. Даже за пятерку.

— Какие способы вы можете порекомендовать родителям школьников, которым в эти дни нужно вернуть свое чадо из беззаботного каникулярного времени в русло кропотливой учебы?

— По опыту работы я знаю, что очень часто родители практикуют два способа, и оба неверных. Первый — наказание, причем нередко с применением физической силы, аргументируя это тем, что «мы за тебя краснеть не собираемся». Конечно, в этом случае можно добиться, чтобы ребенок стал отличником, но при этом высок риск, что он будет испытывать сложности с адаптацией в обществе. Под угрозой домашней порки он будет зациклен лишь на получении хороших оценок, замыкаясь в себе. Яркий пример — наш известный математик Григорий Перельман. Безусловно, талант, но совершенно не адаптирован в обществе. Вторая родительская позиция — пофигисты. Хочешь — учись, не хочешь — не учись. Тоже ничего хорошего. Вряд ли при таком подходе ребенок захочет добровольно получать знания. Поэтому главный принцип — найти золотую середину. Начинать учебу дозировано, не перегружая ребенка в начале года заданиями и чрезмерными требованиями. И еще один совет — прислушайтесь к тому, что говорит ребенок о различных школьных предметах. Если он в средних и старших классах уверенно заявляет, что, к примеру, собирается стать химиком, а литература ему вовсе не пригодится, может быть, не надо настаивать на зубрежке, а лучше нанять репетитора и углублять знания в области химии? Это тоже будет дополнительным стимулом, который вызовет интерес к учебе в школе.

А что думает народ?

С радостью и ужасом

Сегодня мы спросили у иркутян: «А с какими чувствами вы шли в школу, когда были учениками?»

Ксения: — С радостью. По крайней мере первого сентября. Потому что все красивые, с цветами, и учиться не надо. Конечно, потом, весной, появлялась усталость, а после каникул идти в школу было только в удовольствие.

Александр: — С радостью и удовольствием. А еще обязательно с букетом цветов. Я хорошо учился в школе, был практически отличником. Причем без давления со стороны родителей. Поэтому никаких отрицательных чувств школа у меня не вызывала.

Влад: — С ужасом. Всегда испытывал волнение, страх. Это какая-то фобия, причины которой невозможно объяснить. Единственный радостный момент — встреча с друзьями. А вот учеба — сплошной негатив.

Анна: — Начало учебного года всегда расстраивало. Никогда не любила школу. Я была очень активным ребенком, а учителям это не нравилось. Наверное поэтому ходить в школу было сродни наказанию.

Геннадий: — Никаких особых чувств школа не вызывала. Я рос в деревне. Там летних каникул просто не существует. Всегда найдется работа. Не успеваешь отдохнуть, а уже лето кончилось и в школу пора.

Метки:
baikalpress_id:  30 412