Время лечит

Обладатель уникальной коллекции старинных вещей из Иркутска считает, что его экспонаты хранят в себе энергетику прошлых поколений

К старым вещам можно относиться по-разному. Кто-то считает, что этому хламу место только на помойке. Некоторые предпочитают складывать предметы старины в подвалах или на дачных чердаках, где они пылятся десятилетиями. Но есть люди, которые ценят их дороже золота.

В мастерской иркутского художника Ивана Вычугжанина старинные вещи есть повсюду: под потолком — шахтерские лампы, на стене — гвозди, прялки, серпы и замки, на полу — чугунки и швейные машинки. И хотя такому богатому собранию экспонатов могут позавидовать некоторые музеи, их владелец не считает это коллекцией:

— Бывают коллекции картин именитых художников, тематические собрания, а я собираю вроде бы ничего не значащие предметы, но мне они очень дороги. В каждом из этих предметов есть время, которое давно прошло. Есть люди, которые давно ушли, но они пользовались этими вещами, а значит, частичка их истории, жизни, судьбы передалась мне.

Интерес к прошлому у нашего героя появился еще в детстве — очень нравилось разглядывать старинные предметы, которые находил в родительском доме. Всерьез увлекся собиранием таких вещей в студенчестве, когда выезжал на летнюю практику на пленер. Сейчас экспонаты попадают в руки коллекционера самыми разными путями — некоторые он покупает в антикварных магазинах и на рыночных развалах, какие-то приносят друзья и знакомые. Но больше всего ему нравится, если предмет попал в руки случайно:

— Найти можно все что угодно. Например, совсем недавно возвращались из Монголии, и пока проходили пограничный досмотр, я нашел старый гвоздь, сделанный вручную. Был случай, когда поехал с женой на дачу в деревню Шаманку. Пошли в лес, развели костерок. Пока Анжела готовила еду, я решил прогуляться. Отошел всего на несколько шагов, увидел небольшую пещерку. Из любопытства засунул руку внутрь и вытащил оттуда наконечник стрелы, сделанный из кости мамонта, который, скорее всего, использовали шаманы при проведении обрядов.

Кстати, из каждого своего путешествия Иван Аркадьевич привозит камни. Обычные на вид, они, по его мнению, обладают мощной целительной силой: — Каждый такой камень для меня дороже бриллианта. Я держу их в руках и понимаю, что у меня на ладони миллионы лет. В них заключены мощная энергия и сила. Если у меня что-то болит, я прикладываю камень, и боль отпускает.

Художник рассказывает, что это притяжение прошлого особенно хорошо чувствуют дети:

— Пришла к нам в гости трехлетняя девочка. Мы ей дали мягкие игрушки, кукол Барби, а она их отодвигает, берет в руки деревянную фигурку женщины — хранительницы очага и весь вечер ее из рук не выпускает. Видимо, у детей в таком возрасте цивилизация еще не полностью обрубила связи с прошлым, поэтому их и тянет к таким вещам. Наша гостья так и говорила: «Это моя мама».

Для Ивана Вычугжанина эти вещи тоже не просто куски металла и дерева. Он говорит, что когда начал развешивать их на стене, предметы очень гармонично дополнили друг друга и сложились в картину. Бывает, что, разглядывая эту картину, художник придумывает интересные сюжеты: — У меня накопилось очень много старых гвоздей. Смотрел на них, смотрел, думал, что с ними делать. Потом на глаза попались два старых утюга, и картинка сложилась. Я придумал сюжет для мультфильма. Утюги, утыканные гвоздями, будут исполнять роли ежиков. Ежиха убегает от своего поклонника, но при этом, как и многие женщины, хочет, чтобы он ее догнал. Вокруг их отношений и будет развиваться сюжет.

В наш век постоянных стрессов многие психологи рекомендуют не зацикливаться на прошлом и не планировать свое будущее, а стараться жить настоящим моментом. Но Иван Вычугжанин считает, что современные люди стали менее интересными, в них нет того куража, который был у наших предков:

— Я листаю старые книги, вспоминаю, как жили наши родители, и понимаю, что сейчас люди живут менее интересной жизнью, чем раньше. Мы стремимся соответствовать каким-то стандартам, не хотим включить фантазию, не хотим приложить руки, чтобы сделать что-то эксклюзивное, уникальное. И это очень обидно.

Рецепт от серых будней

Иван Вычугжанин уже давно придумал свой рецепт от серых будней — стараться увидеть прекрасное во всем, что нас окружает: — Надо уметь брать от мира то, что он нам предлагает. Можно пройти по одной и той же улице и увидеть совершенно разные картины. Например, я недавно шел по задворкам в центре города. Вроде бы неприглядная картина — обшарпанные фасады, разбитый асфальт. Но для меня это сложилось в радужную картину. Настроение сразу улучшилось. Надо учиться видеть эту красоту, слышать ее, жить с открытыми глазами.

Метки:
baikalpress_id:  13 329