Удобно ездить

Сорок лет назад в Иркутске появился первый троллейбус

Сейчас это один из самых популярных видов транспорта в Иркутске — за год троллейбусы перевозят больше двенадцати миллионов пассажиров. Все потому, что добраться на них можно практически в любой район города. Ежедневно по десяти городским маршрутам курсирует больше пятидесяти машин. А в ноябре 1970 года, когда троллейбусное движение в Иркутске только открылось, прокатиться в них было не так-то просто. Единственный маршрут — от сквера имени Кирова до поселка Энергетиков обслуживали всего два троллейбуса. Они не вмещали всех желающих. Люди старались прокатиться в троллейбусе, даже если им было совсем не по пути.

Иркутянке Надежде Алексеевне Торбеевой посчастливилось стать одной из пассажирок первого троллейбуса: «В те годы ездить по Иркутску можно было на автобусах и трамваях. Потом стали говорить, что запустили первые троллейбусы. А через несколько дней я шла на трамвайную остановку — нужно было доехать от Волжской до Центрального рынка — и вдруг увидела, что меня обгоняет троллейбус. Мне было совсем не по пути, но я побежала его догонять. Еле втиснулась в салон, внутри было полно народу».

За эти годы многое изменилось. Протяженность контактной сети увеличилась с 25 километров до 297. Это позволило открыть новые маршруты, которые связали центр города с большинством спальных микрорайонов.

Но, наверное, мало кто знает, что еще за четыре года до появления в областном центре первого троллейбуса, иркутские власти планировали создать троллейбусную трассу между нашим городом и соседним Шелехово. Предполагалось, что этот маршрут будет пролегать от алюминиевого завода через улицы Чайковского и Лермонтова, далее по плотине ГЭС уходить в центр города.

Правда, планам по междугородним перевозкам так и не суждено было сбыться. Зато в пределах Иркутска троллейбусное движение развивалось очень быстро. Уже через шесть дней после его открытия количество троллейбусов увеличилось до двенадцати. Через четыре года пустили машины до аэропорта, затем в предместье Марата, в микрорайоны Солнечный, Первомайский, Юбилейный и на Синюшину Гору. Практически все эти маршруты действуют и в наши дни. Однако направление одного из них, возможно, изменится уже в начале будущего года. «В связи с нерентабельностью будет перепроектирован маршрут тройки, который в настоящее время связывает центр города с предместьем Марата. Сейчас ведется изучение пассажиропотока, чтобы определить, как его можно переделать с максимальным комфортом для горожан», — сказал директор МУП Иркутскгорэлектротранс Сергей Голосеев.

Следующим этапом развития троллейбусного движения в Иркутске станет его запуск по новому ангарскому мосту. Для этого вдоль улицы 3-го Июля уже установили опоры и натянули контактную сеть. Не исключено, что именно на этом маршруте обкатают транспортную новинку для Иркутска — дуобусы. Это своеобразный гибрид автобуса и троллейбуса, который способен проезжать некоторое расстояние без соприкосновения с контактной сетью. «Когда подсчитали, сколько будет стоить оборудовать новый мост контактной сетью, оказалось, что на эти деньги (около пятисот миллионов рублей. — Авт.), проще купить дуобусы», — поясняет директор иркутского троллейбусного депо Игорь Сурган.

Транспортники придумали и как решить еще одну, пожалуй, самую актуальную для пассажиров иркутских троллейбусов, проблему. Скоро им не придется стоять на остановке, теряя время, в ожидании нужного маршрута. Достаточно отправить SMS-сообщение с запросом в информационную службу, которая мгновенно даст ответ, через какое время троллейбус прибудет на остановку. «Внедрить эту необычную систему вполне реально, потому что все машины оборудованы системой спутниковой навигации, которая позволяет отслеживать их перемещение по городу», — рассказал Игорь Сурган.

В дальнейшем все остановки общественного транспорта предполагается оборудовать электронными табло, где будет высвечиваться та же информация.

— На мой взгляд, это самый безопасный для пассажиров и экологически чистый транспорт. Периодически мы проводим рейды, в ходе которых общаемся с пассажирами, узнаем, что нравится и что не нравится людям в работе троллейбусов. Радует, что жалоб и нареканий практически нет. Иркутяне отмечают, что в салонах всегда чисто, водители вежливые. Я уверен, что троллейбусное движение в Иркутске будет развиваться, — подчеркнул Сергей Голосеев.

Оценили по заслугам

Олег Шандрук, председатель комитета по ЖКХ администрации Иркутска: — Троллейбус был и остается одним из самых востребованных видов муниципального транспорта. С момента своего появления в Иркутске он пользуется большой любовью иркутян. Любовью вполне заслуженной. Ведь по всем основным показателям — экономичности, экологичности, надежности и безопасности пассажиров — он значительно превосходит автобусы и трамваи. Именно поэтому администрация Иркутска уделяет особое внимание состоянию троллейбусного парка. Каждый год за счет средств муниципалитета проводится его обновление. Каждый год в Иркутск приходят новые, самые современные, адаптированные к нашим сибирским условиям троллейбусы. Представить Иркутск без них уже невозможно, и я уверен, популярность троллейбусов у горожан будет только расти!

Транспорт для солидных

Первый троллейбус в мире был пущен в 1882 году в немецком городе Шпандау, расположенном в пригороде Берлина. Наши соотечественники смогли воспользоваться этим видом транспорта лишь спустя пятьдесят лет, когда он появился в Москве. Официальное движение троллейбусов в Иркутске состоялось 6 ноября 1970 года. Первыми водителями троллейбусов в Иркутске были Владимир Родощекин и Альбина Драгиль. Кстати, одним из показателей развития города в советское время считалось именно наличие троллейбусного движения. Тогда считалось, что если в городе есть троллейбус, значит, это большой город, а горожане — солидные люди.

Метки:
baikalpress_id:  13 227
Загрузка...