SMS-аферисты непобедимы?

Тысячи жителей Иркутской области ежегодно практически добровольно становятся жертвами телефонных мошенников

Об SMS-обмане в последнее время не слышал разве что глухой. Несмотря на десятки статей в печатных изданиях и сюжетов по ТВ, предупреждающих о провокациях, люди не перестают наступать на одни и те же грабли. До сих пор покупаются на откровенно мошеннические и примитивные схемы обмана типа сообщений «вы выиграли приз, пришлите SMS» или «мама, я попал в беду, пополни счет». Не говоря уже о новых схемах отъема денег через телефон, которые не перестают придумывать аферисты. При этом зачастую сохраняя конфиденциальность и даже действуя в рамках закона. Периодические телефонные атаки пополняют счета злоумышленников на астрономические суммы. Почему с этой проблемой не могут справиться ни правоохранители, ни операторы и почему самым эффективным способом сохранить свои кровные остается бдительность самих абонентов, попытался выяснить журналист «Пятницы».

У меня для тебя сюрприз

Иркутянка Алена Нестерова стала одной из пострадавших. На ее личную страницу в «Одноклассниках» пришло сообщение от бывшей однокурсницы. Помимо приветствия и вопроса «Как дела?» письмо содержало загадочное послание. Подруга писала о подготовленном сюрпризе, но для его получения необходимо было отправить бесплатное SMS с цифровым кодом на короткий номер. Что Алена и сделала. Через несколько минут пришло сообщение с просьбой повторить SMS для подтверждения ее совершеннолетия. Не ожидая подвоха, девушка отправила вторую эсэмэску. Только после очередного послания с просьбой отправить набор цифр для регистрации в портале развлечений Алена заподозрила неладное.

— В этот момент мне срочно нужно было позвонить, но, когда я набрала номер, мне сообщили, что у меня недостаточно средств на балансе, — рассказывает Алена. — Хотя накануне я положила на счет 150 рублей, проверив баланс, обнаружила задолженность в 100 рублей. А минут через десять смс от оператора сообщило о долге в 600 рублей. Иркутянка была шокирована. Обычно с ее тарифом подобной суммы хватает на полтора месяца.

— Мысль, что моя подруга стала сообщницей мошенников, не давала покоя, — продолжает Алена. — Я написала ей все, что о ней думаю. Слава богу, в тот день были неполадки с Интернетом, и это письмо она не получила. Знакомые, которые сталкивались с подобными ситуациями, сказали, что я, вероятно, стала жертвой мошенников, и посоветовали обратиться к своему оператору. В офисе сотовой компании мне предложили оформить письменную претензию и сказали, что со мной свяжутся в течение двух недель.

Алене пришлось покупать новую сим-карту, так как ее заблокировали из-за долга. К удивлению нашей героини, через пару недель ей позвонил сотрудник телефонной компании, принес извинения и сказал, что баланс будет восстановлен. Деньги девушке вернули.

Схема обмана, как в случае с нашей героиней, когда используют чужие личные страницы в Сети, нередко взломанные, относительно новая, но уже достаточно распространенная. Подобные рассылки приходят и пользователям других известных коммуникационных ресурсов, например «В контакте». Одна из самых популярных приманок — «участвую в конкурсе, проголосуй за меня» и цена 2,5 рубля. Стоимость таких SMS для друга реально оказывается в десятки и сотни раз выше заявленной. Способов обмануть абонентов-лопухов десятки, но в последнее время в мошенничестве в основном обвиняют нечестных на руку мелких контент-провайдеров.

Продавцы-аферисты

Контент-провайдеры или, иначе говоря, продавцы информационно-сервисных и развлекательных товаров и услуг (мелодий, картинок, игр, гороскопов и т. д.) на основе технологий SMS, MMS и WAP появились на российском рынке уже давно. По большому счету, чтобы начать продавать дополнительные услуги абоненту сотового оператора, нужно только арендовать короткий номер и префикс (набор цифр или букв, которые размещаются в теле SMS). Бизнес вполне легальный и востребованный. Количество афер с SMS-платежами стало увеличиваться около трех лет назад, когда контент-провайдеры предоставили физическим лицам возможность получать на короткие номера оплату за свои услуги. Сегодня крупные операторы сотовых сетей напрямую никак не связаны с мелкими продавцами контента. Роль посреднического звена между ними выполняют различные арендаторы и субарендаторы. Сейчас эта схема выглядит примерно так.

Сотовый оператор сдает в аренду короткий номер контент-провайдеру (агрегатору) с фиксированной стоимостью отправляемого на него SMS. Причем агрегатор резервирует короткие номера сразу у нескольких сотовых операторов. Агрегатор сдает номер в субаренду своим партнерам (партнерки) — непосредственным продавцам неосязаемых товаров и услуг. При этом на одном коротком номере могут сидеть десятки партнеров. В этом случае они получают так называемый префикс — код, который нужно размещать в сообщении. Этот же префикс идентифицирует конкретного контент-провайдера. Партнерки могут также сдать в аренду свои префиксы. Все законно. Мошеннический элемент, опустошающий кошельки доверчивых граждан, оседает на двух последних этапах вышеизложенной схемы.

Агрегатор следит за потоками SMS-сообщений, сортирует их по префиксам и биллингует (начисляет вознаграждение инициаторам трафика — контент-провайдерам). По данным экспертов, деньги, списанные с баланса абонента за отправку короткого сообщения на платный номер, распределяются в следующих пропорциях: крупным операторам достается 30—50 процентов, агрегаторам 7—10, примерно столько же перепадает партнеркам, оставшаяся часть идет непосредственному продавцу контента, который соблазнил абонента выложить эти деньги.

Исходя из этого становится понятно, почему операторы не могут просто взять и закрыть номер с подмоченной репутацией. При обращении абонента с жалобой в офис и call-центр оператор проводит проверку: если факт мошенничества провайдера подтверждается, абоненту возвращают деньги, а провайдер крупно штрафуется и в свою очередь закрывает префиксы, зарегистрированные на мошенников. Но на этот случай мошенники регистрируют у провайдера несколько префиксов. При закрытии одного они тут же переключают поток SMS на другой.

«Черный» контент

Какие еще существуют способы развода граждан по мобильным телефонам?

Недобросовестная реклама

Способ банален и прост. В рекламе контента его цена указывается мелким шрифтом или вообще не указывается. Не гнушаются аферисты и попросту указывать цену, не соответствующую действительным тарифам. Предлагают закачать мелодию за 15 рублей, на самом деле списывают 300. Зачастую отправив одно SMS-сообщение, абонента просят продублировать послание для активации услуги, подтверждения совершеннолетия и т. д. За каждое сообщение списывают по 200—300 рублей.

Несуществующий контент

Абоненту предлагают приобрести услугу, которая не может существовать в принципе. В последнее время самые популярные разрекламированные фальшивки — рентген на телефон (наводишь камеру на одетого человека, а видишь его голым), SMS-перехватчики (чтобы читать чужие послания).

Подписка без уведомления

Заказывая, к примеру, всего одну картинку, абонент, даже не догадываясь об этом, дает согласие на получение регулярной подписки на прогноз погоды, гороскопы и другой несущественной информации. В итоге он периодически получает входящие платные SMS-сообщения. Отказ от навязанного сервиса не бесплатный. Когда, поддавшись рекламе, вы посылаете сообщение на короткий номер, помните об автоматической подписке и что входящие SMS бывают платными.

Мобильные приложения с сюрпризом

Еще один способ опустошить баланс абонента чем-то схож на «подписку без уведомления», разница в том, что не вам постоянно приходят платные сообщения, а ваш телефон сам рассылает SMS на платные короткие номера. Суть в следующем. Абонент скачивает на wap-сайте приложение, например порно-слайдшоу, которое в процессе своей работы само незаметно для абонента посылает SMS на платные номера. Такой сюрприз можно подцепить на сайтах с кучей «бесплатных закачек» и «бесплатного порно».

Лжезвонок

Абоненту поступает звонок, приятный голос представляется сотрудником инженерной службы оператора и говорит о перенастройке сети. «Чтобы остаться на связи, вам нужно...». Далее инженер диктует набор цифр или букв и короткий номер, на который их следует отправить. Лжезвонок может поступить с радиостанции. Обычно в таких случаях говорят о выигрыше, любовь к халяве толкает людей посылать SMS. Все это является не чем иным, как банальным SMS-платежом на счет мошенника.

Заплатите, иначе посадим

В России самым распространенным мобильным мошенничеством является выманивание денег под видом «пострадавшего родственника». Обычно, правда, таким путем преступники «зарабатывают» относительно небольшие суммы. Поэтому всех удивил случай, произошедший не так давно в Москве. Одной даме на сотовый телефон позвонил неизвестный и, назвавшись следователем, заявил, что сотрудники милиции задержали ее сына. Чтобы сына «не посадили», позвонивший предложил женщине немедленно заплатить 1000 (!) долларов, используя карточки экспресс-оплаты телефонной связи.

Женщина перевела требуемую сумму на сотовый телефон, номер которого ей продиктовал позвонивший. Однако, узнав, что ее сына никто не задерживал, обратилась в милицию. Следователи (настоящие) быстро установили владельца телефона, на счет которого была переведена столь внушительная сумма. И очень удивились, когда выяснилось, что телефон принадлежит заключенному одной из колоний в Зеленограде. При обыске камеры подозреваемого был обнаружен сотовый телефон, с которого и был сделан звонок с требованием перечислить деньги. Досиживать он будет уже за мошенничество.

Звоните в «Пятницу»

Если вы сталкивались с каким-либо способом SMS-мошенничества, расскажите об этом читателям «Пятницы». Ждем ваших звонков по телефону 27-28-28.

Обращайтесь в милицию

К сожалению, обманутые граждане очень редко обращаются в милицию, а зря. В пресс-службе ГУВД по Иркутской области сообщили, что с начала года в милицию обратилось всего 15 человек, которые лишились своих денег, отправляя SMS. Как заявили правоохранители, незаконные SMS-рассылки являются грубым нарушением законодательства и прав абонентов. Если вы все-таки стали жертвой аферистов и хотите вернуть деньги, смело идите в милицию.

Пресс-службы сотовых компаний, работающих в нашем регионе, на вопрос: «Как вы противодействуйте аферистам?» в один голос заявили, что они постоянно ведут разъяснительную работу и информируют абонентов о возможных аферах. Поэтому бдительность самого абонента является сейчас залогом сохранности денежных средств. Какими бы безобидными ни были просьбы в сообщениях, не отсылайте SMS и не перезванивайте. Расплата не заставит долго ждать.

Метки:
baikalpress_id:  30 342