Иркутск чужими глазами

Продолжение. Начало в № 21

Публиковать или нет то, что вы прочитаете ниже? Редколлегия «Пятницы» немало часов провела в жестких дискуссиях по этому поводу. Заметки о нашем городе, написанные неиркутянином, бывшим жителем Нижнего Новгорода, Владимиром Шленкиным насколько правдивы, настолько и нелицеприятны местами. Мы не знаем, как отнесутся читатели «Пятницы» к восприятию Иркутска человеком, который ни разу не был здесь и приехал сюда вместе с семьей жить и работать. В любом случае, мы открыты для дискуссий.

* Местная провинция

Есть под Иркутском городок страшный, называется Усолье-Сибирское. Страшный своей дорогой (до президента дошло). Страшный по количеству преступлений против детей. Но мы сейчас не об этом. Так вот там дома так ярко в разные цвета раскрасили, просто прелесть. И много ли надо, чтобы город расцвел? А в Иркутске краска кончилась что ли? На выборах провалили мэра Братска. Я не знаю местных политиков, кто хороший, кто плохой. Мне все равно.

В России издавна было две беды: дороги и дураки. ХХ век добавил еще и ремонт теплотрассы. Я помню возмущение жителей Н.Новгорода, когда дорогу перекапывали, месяцами прокладывали трубы, забрасывали землей и оставляли. 15—20 лет назад. Давно это в прошлом. Сегодня — теплотрасса, завтра — асфальт. Это там, в далеком российском городе в европейской части. Иркутск об этом, кажется, и не подозревает. В ноябре разрыли дорогу у садика, куда мои дети ходят. До сих пор машины днищем скребутся. Там же, напротив «Багиры» разрыли еще пару участков недавно. Т. е. месяц назад.

Асфальтом и не пахло. Однажды я проиграл спор товарищу, целых 100 рублей. За день до этого я был по делам в министерстве транспорта в Нижнем Новгороде. И там представитель организации связи подал заявление на частичное перекрытие улицы в связи прокладкой коммуникаций. Представитель министерства потребовал почасовой график работ и договор с дорожной организацией, которая будет осуществлять асфальтирование разрытого участка. В 17.00 прокладка кабеля должна была быть закончена. В 17.10 (!) должна была начаться работа по асфальтированию. Вот я и сказал товарищу, когда мы проезжали днем мимо разрытой дороги, что сегодня в 17.10 ее уже начнут асфальтировать. Поспорили. И в 17.00 пошли смотреть — работали через дорогу. Кабель проложили, в 17.00 уже начали асфальтировать. А товарищ мне и говорит, что я мол, проиграл! Как это проиграл, асфальтируют же! А ты сказал в 17.10, а они начали в 17.00!

* Туризм

Если в образовании и медицине все все понимают, всегда могут обругать и обозвать, дать совет, то, к счастью, в других областях такое всезнайство еще не приняло размеры национального бедствия. Туризм начинает приближаться к двум первым. Пример: в Иркутске две идеи фикс — строительство нового курорта и исторического квартала в центре города. За год нашего пребывания место курорта уже сменилось дважды, миллионы на первый неизвестно куда делись, а уже начали выделять средства на второй, в Байкальске, где этот знаменитый завод. Я уже писал про географию? Чтобы придумать туристический проект не нужно никуда ехать. Так делают профаны.

Ни один астроном не был на звездах, но так много может рассказать о них! Надо просто взять карты района и правильно прочитать их. А подключение к карте Интернета (профессионального) сделает разработку проекта комфортной и быстрой. Я никогда не был в Голоустном. Посмотрел пару любительских карт и понял (более года назад в первый день нашего приезда в Иркутск), что это идея фикс. Хотя не для всех. Деньги выделенные были кем-то освоены. Для них это не идея фикс, а золотая жила. Итак, смотрим карту: дороги нет. Их нет нормальных нигде в Иркутской области.

За сколько времени можно было построить десятки километров дороги в непростых условиях сопок и тайги? И не пытайтесь сосчитать, так долго люди не живут. Продолжать? Сколько жителей в Большом Голоустном? 600. Ну и сколько из них еще не пенсионеры? А у скольких есть нормальное образование? А есть сантехники, способные установить импортную сантехнику? А вообще, туалеты там на улице? Водопровод в каждом доме есть? Чем топят? Посмотрите карту, наверняка не газом, электричество в деревне дорого для населения, т. е. дровами. Кто будет строить? Местные? У них нет квалификации. Привезут заезжих.

Деньги чужие, строители чужие, работников привезут своих (африканские и некоторые арабские страны уже давно это испытали на себе). А что бы выиграли жители поселка? Несомненно, дороги, инфраструктура. Ладно, что мертвый проект обсуждать, жителей надо поддерживать другим способом. Рискну дать совет правительству: ничего не надо делать! Сделайте только дорогу, народ сам без ваших проектов освоит любую территорию. Кстати, название Голоустное никому ничего не говорит о красотах тех мест? Байкальск вызывает у меня не меньшее недоумение. Там я тоже не был. Смотрим карту. Горы, горнолыжные трассы можно и надо строить. Это сезон. Будет мороз как в этом году — много ли смельчаков туда поедут? Другой вопрос: откуда поедут? Из небольшого в принципе Иркутска? Из Улан-Удэ? Смешно.

Нет такого количества фанатиков-горнолыжников в округе до 1000 км. А там Красноярск со своими горами и проектами, красотами и достопримечательностями. Москвичи? Иностранцы? Москвичу дешевле поехать в Европу — ближе в два раза. Кто видел иностранцев на Байкале, тот должен понимать, что Байкал — неблизкое место от любого цивилизованного мира. Неблизкое стоит денег и много времени. Их на Западе имеют только пенсионеры. А вот сколько из них готовы встать на горные лыжи при морозе -20?

Я упрощаю, конечно, планируются и другие развлечения, но другие развлечения уже есть в других местах. Персонал будет из Байкальска? Необученный, неопытный. Думаете, кто-то им заплатит хорошую зарплату? За что? За любую работать будут, куда деваться! А как туда добраться? По этой дороге до Слюдянки, за вонючими КамАЗами? Я всей душой за то, чтобы жители Б.Голоустного и Байкальска жили достойно. Но курорт в Байкальске или в Голоустном — это воздушные замки, виртуальные проекты с реальными деньгами, оседающими у кого-то в карманах.

*Критикуя — предлагай

Ближе с дорогами есть только 2 места на Байкале: Листвянка и Култук. Давайте выберем, что поближе. Уверен, что основную прибыль от туризма Листвянка получает от туристов-однодневок: приехали из Иркутска, покатались на катерах, поели рыбки, шашлычков и домой. Завтра опять можно приехать. В несезон — однозначно только от них. В Листвянку дорога есть, она лучше и ближе. Но Листвянка — готовый туристический центр, мы же говорим о строительстве нового. Поверните голову, посмотрите на противоположный берег Ангары, порт Байкал видите? Вот там и надо осваивать территорию. Экологов не слушать, иначе можно вообще Байкал без людей оставить.

Много лет я занимался разработкой экологических маршрутов — знаю, что это такое. Бесплатная идея для проектантов новых курортов. На берегу Ангары надо строить небольшие поселения: гостиничные центры, стилизованные под древние русские города. Многие из вас были в Суздале, Владимире, Ярославле, Коломне, Н.Новгороде, Смоленске, Костроме, Казани? Представьте себе небольшую крепостную стену (обзорную площадку, собственно говоря), с которой открываются великолепные виды на Байкал и окрестности. А внутри стены русские терема, соборчики, церквушки. Рядом еще похожий городок. Но это уже не Ростов Великий, а Казанское ханство.

Запретить движение транспорта. Передвигаться только на лошадях, велосипедах (кто поспортивнее) и других немоторизированных средствах. Нет хорошего схода к Байкалу? Сделать. К тому же, зачем люди тянутся к воде, не только любоваться, но и купаться. Однако в Байкале купаются единицы, бр-р-р, холодновато! Для купания надо соорудить в каждом городке купальни-бассейны с теплой водой, в некоторых местах в виде озерков. Дорога есть, далее паром. К тому же, можно сделать дорогу и со стороны Мельничной Пади, согласитесь, что там совсем не далеко. Иркутск на голову выше в деле туризма, чем Н.Новгород и тем более Чебоксары. Речь об иностранном туризме. Чем дольше турист задержится в каком-либо месте, тем больше денег он оставит этому самому месту. Иркутск такого туриста более одного дня удержать не может, нечего смотреть.

* Случай из жизни

Едем как-то с немцем по новому мосту, еще официально не открытому. Ну я ему это и сказал. Он сначала онемел, потом пришел в себя и спрашивает: «Значит, асфальт еще будут класть?» — «Зачем?» — «Так мы как по стиральной доске едем!» Тут только я понял, что не машина моя виновата, вибрируя каждый проезд по мосту, а именно он, мост, вернее, покрытие, сделанное наспех (насмех). Новый мост! Позор! В это же самое время пустили новый мост в Нижнем Новгороде. Километры подъездов — дорога, как зеркало, ровная. Почему там могут, а в Иркутске нет? Недоучились? Заворовались? Заставить не могут?

По первому пункту: так учитесь с нуля, место освободите тем, у кого образование получше. Не иркутское. По второму пункту: продолжайте, я вас не трогаю, черт с ними, с дорогами. По третьему: ответ прост, кроме совести неплохо бы иметь и политическую волю. Ирония судьбы: в Нижнем старый мост собираются реконструировать. Так конкурс на проведение работ выиграла иркутская организация!

Позвони, если не все равно

Уважаемые читатели «Пятницы»! Что вы думаете о публикации «Иркутск чужими глазами»? Стоит ли публиковать настолько критические статьи о собственном городе? Или это поможет нам измениться? Звоните в редакцию: 27-28-28.

Критика нужна

И снова всю минувшую неделю читатели «Пятницы» обсуждали записки Владимира Шленкина — человека, который приехал в Иркутск из Нижнего Новгорода. Иркутяне и спорят (заочно) с Владимиром, и соглашаются с ним, но в одном едины — читать записки «Взгляд со стороны» очень интересно!

Людмила Александровна:

— Хочется, чтобы таких острых статей было больше. У нас действительно грязь, мало зелени, плитка на центральных улицах (кстати, недавно уложенная) разбита, мало того, что это ужасно выглядит, так еще и ноги переломать можно. Спасибо автору за то, что он неравнодушный человек. Максим Волков:

— Я из семьи военных, поэтому жил в разных городах России, сейчас живу в Иркутске. И многое мне в этом городе не нравится. По моим наблюдениям, очень часто люди сами бросают мусор либо в кусты, либо мимо урны, либо просто на тротуар, или вообще плюют на тротуар! Берега Байкала вообще превратили в сплошную помойку. Мне непонятно, неужели нельзя вывезти остатки своей жизнедеятельности на машине до ближайшей мусорки?! На замечания взрослые, семейные люди с детьми реагируют агрессивно и нагло, а ведь кому хуже-то делают. Культуры иркутянам не хватает и воспитания.

Татьяна, живет в Иркутске 29 лет:

— У меня вопрос: «Почему автор статьи живет в Иркутске?» Ведь если у нас такой плохой город, можно поискать получше! Насчет цен на жилье, правильно, оно в Иркутске дорогое, но так было всегда, после Москвы и Питера идет наш город. Про дороги: я видела дороги и похуже. И вообще, я считаю, что каждый видит то, под что заточен! Лично я очень редко сталкиваюсь с хамством и в транспорте, и на дорогах. Может быть потому, что сама не хамлю?! А еще у нас много хорошей молодежи, которая постоянно развивается, ходит в театры, на концерты. Иркутян призываю еще раз подумать, что мы делаем для того, чтобы наш город стал лучше.

Анатолий Александрович Кусь:

— Я крайне возмущен позицией автора! Вся его критика не конструктивная, а оскорбительная. Кто бы критиковал! Ведь по сути это человек без флага, без Родины! Он все обобщает, ему раз нахамили — все хамы, обидели в одном сервисе, значит все автосервисы в городе также плохи. Думаю причины этого негатива в том, что Иркутск не похож на Нижний Новгород, а господин Шленкин умеет видеть только плохое. Я, водитель с 12-летним стажем, заявляю, что хамство на дорогах встречается нечасто, чаще водители взаимовежливы.

Наталья, несколько лет живет в Иркутске:

— Я родом из Усолья-Сибирского, считаю, что подобные статьи нужны. Полностью согласна с автором, что в Иркутске, что в Усолье везде грязь, дороги отвратительные! А критика нужна, ведь мы порою не видим, что делается у нас под носом.

Мнения читателей выслушивала Елена Марфицина

Метки:
baikalpress_id:  13 135
Загрузка...