Город и его имидж

Участники форума «Философия развития Иркутска:» устроили бурную дискуссию по поводу имиджа столицы Восточной Сибири

В минувшую среду Московская школа политических исследований провела в нашем городе вторую сессию стратегического форума «Философия развития Иркутска». Активную поддержку мероприятию оказала городская администрация, в стенах которой представители иркутской научной интеллигенции имели возможность насладиться выступлением неоднозначного, но харизматичного социолога Александра Согомонова. Являясь академическим директором Центра социологического и политического образования РАН, одним из направлений своей деятельности он выбрал изучение стратегий идентичности современных российских городов. Своими знаниями Согомонов охотно поделился с пришедшими на лекцию иркутянами. В конце выступления ученый предложил всем желающим высказаться о сложившемся на сегодня имидже Иркутска и возможных способах его преобразования.

В зачет идут только действия

По мнению большинства выступавших, Иркутск провалился в кризис идентичности. Когда-то почти Европа, имеющий репутацию свободомыслящего города, культурной столицы Сибири, сегодня он славен только тем, что в нем часто падают самолеты. А в аспектах, составляющих основу городской жизни, — благоустройство, качество медицины и образования, уровень благосостояния населения, культурная среда и т. п. — значительно уступает другим сибирским городам: Томску, Новосибирску, Красноярску.

«Формирование имиджа без участия власти невозможно, — высказался член Союза архитекторов России Марк Меерович. — А ее представители ведут себя своеобразно: не хотят инвестиций, потому что это головная боль, боятся самоуправления, свою политику основывают на каких-то спекулятивных решениях, долговременных стратегий не разрабатывают, видимо, чувствуя себя временщиками». Но, как считает архитектор, наш народ на генетическом уровне привыкший к тому, что его постоянно обманывают, словам из уст представителей власти не верит. Именно поэтому пиар-схемы, разработанные по западным учебникам, у нас не работают. Надо делать, а не говорить, подчеркнул Меерович, только в этом случае возможен успех.

Ворота на Байкал

— Находясь в завидной близости от жемчужины Сибири, пользоваться этим мы так и не научились — для большинства туристов наш город по-прежнему остается всего лишь транзитным пунктом, из которого можно добраться до Байкала, — посетовал директор иркутского Центра независимых социальных исследований и образования Михаил Рожанский. — В Иркутске крайне необходимо создать информационно-туристcкий центр, где все желающие могли бы получить информацию об отдыхе на знаменитом озере, — отметил Михаил Яковлевич, забыв, а может, не зная, что такой центр уже существует.

Кстати, о его нужности в свое время не говорил только ленивый. Центр должен был решить все проблемы с выбором отдыха в нашем регионе как иркутян, так и гостей города и, соответственно, значительно улучшить имидж города. Видимо, не решил и не улучшил, раз необходимость его открытия до сих пор обсуждают на дискуссионных площадках. Довольно резко высказался о развитии туризма в Иркутске бывший руководитель КУМИ г. Иркутска, а ныне профессор ИрГТУ Леонид Ощерин: «Одна говорильня, концепции нет». На удивленный вопрос: разве наличие какой-либо программы поможет решить проблему, Леонид Афанасьевич пояснил, что имеет в виду непоследовательность властей: говорим о чистоте Байкала и в то же время запускаем БЦБК; говорим о необходимости привлечения в турбизнес местного населения, но законных механизмов для этого нет, например, той же планировки территорий в зонах отдыха.

Ставка на креативных

Выслушав рассуждения о туристическом потенциале Иркутска, Александр Согомонов весьма экспрессивно объяснил дискутирующим иркутянам, что «Байкал не ваш ресурс». «Вы должны понимать, он вам не принадлежит. Если вы будете позиционировать свой город только как ворота на Байкал, то возражений ни у кого не будет», — подчеркнул социолог. «В общем-то, я не против туризма, — продолжил Согомонов, — но на мой взгляд, формируя городскую политику, стратегию развития города, нужно активно привлекать креативных людей, при этом не зная, что они сделают». Эту рекомендацию ведущий подкрепил примером из недавнего прошлого Чили, когда диктатор Пиночет по совету консультировавших его представителей чикагской школы экономики совершенно не вникал в деятельность бизнес-структур в своей стране. В результате через несколько лет Чили стала одним из ведущих в мире экспортеров овощей и фруктов.

Проблема Иркутска в том, резюмировал ученый, что он потерял когда-то принадлежавшую ему славу территории свободы — свободы слова, мнений. Вернуть ее может только сформированная соответствующе культурная среда и гибкая городская политика, основанная на тесном взаимодействии бизнеса, искусства и науки. Как это взаимодействие организовать — вопрос открытый. Но как отметили в заключительной речи организаторы мероприятия: «Мы создаем и поддерживаем дискуссию, а не раздаем готовые рецепты, их должны предложить горожане».

Метки:
baikalpress_id:  46 741