Иркутск чужими глазами

Продолжение. Начало в № 21

Публиковать или нет то, что вы прочитаете ниже? Редколлегия «Пятницы» немало часов провела в жестких дискуссиях по этому поводу. Заметки о нашем городе, написанные неиркутянином, бывшим жителем Нижнего Новгорода, Владимиром Шленкиным насколько правдивы, настолько и нелицеприятны местами. Мы не знаем, как отнесутся читатели «Пятницы» к восприятию Иркутска человеком, который ни разу не был здесь и приехал сюда вместе с семьей жить и работать. В любом случае, мы открыты для дискуссий.

* Маршрутки

Цитата из письма моей немецкой знакомой: «Особенно напрягают маршрутки. Большинство из Кореи, рассчитаны на небольших людей. А когда толпа в шубах забирается в маршрутку, да еще водитель курит беспрерывно, любая поездка превращается в пытку». Я слышу разговоры, чтобы запретить маршрутки, закупить большие автобусы, пустить их по городским маршрутам. Слышу также противников больших автобусов. И все хотят проверить на своем опыте (читай — на шкурах пассажиров). А зачем велосипед изобретать? В Нижнем эту проблему лет пять назад пытались решить.

Закупили 200 (!) больших автобусов. Днем они ходили полупустые, вполне можно пазиком заменить, а вот пробки на не совсем хороших дорогах только увеличились, автобусы неповоротливые. Не совсем хорошие дороги в Нижнем — это дороги типа Академической в Иркутске. Таких там мало осталось. Умиляют местные экологи — кроме Байкала, ничего не видят, что ли? Давно уже доказано, что основным загрязнителем среды является именно транспорт. Он здесь мало того что бэушный, но и древний! Чад стоит повсеместно.

В Нижнем запрещена эксплуатация общественных транспортных средств старше 7 лет! Если кто-то думает, что в европейской части в качестве маршруток используются только «Газели», то тот ошибается. «Форд», «Фиат», «Ивеко», «Фольксваген» и даже «Мерседес» можно встретить повсеместно. Большинство новые. Мне понравилась кампания против курения водителей маршруток. К сожалению, она закончилась, не привела к полному (по закону) запрету курения в общественном транспорте. Так же, как и в Нижнем. Но в Нижнем один из мэров запрещал чиновникам один раз в неделю ездить на работу на личном транспорте. Чиновники сами сталкивались с нарушениями и могли оперативно бороться. В Иркутске я такого не слышал. Невозможно говорить о развитии транспорта без строительства дорог, но об этом позднее.

* Хамство на дороге

То, с чем сталкивается европейский водитель на дорогах Иркутска, ни в какие ворота не лезет. Создается впечатление, что большинство водителей права купили, и не просто купили, а еще осмотр психиатра не прошли. Диву даешься удивительному мгновенному превращению спокойного, немного медлительного сибиряка в невоспитанного полубешеного ублюдка, как только первый из вышеназванных садится за руль. Не разъехались — монтировкой по голове. А то и из пистолета.

Посмотрим, что я писал год назад в письме другу, профессиональному водителю: «Леш, они здесь просто офонарелые все. Разворот на трамвайных рельсах принят здесь везде! На днях около вокзала трамвай остановился. Открыл двери, соответственно я тоже остановился — первым был. И не едет дальше, и двери не закрывает. Я стою. Пассажиры то запрыгивают, то выпрыгивают. Мне сигналили-сигналили, потом прибежал водитель маршрутки с папиросой и в татуировках, заорал на меня матом, недоумком обозвал. Представь, меня, интеллигента в первом поколении, недоумком! И еще бараном в очках. Что я ему сказал в ответ — мне даже стыдно писать. Вообще-то я не сказал, а заорал в ответ, что он, козел облезлый, правил не знает и должен нишкнуть. А если хочет поближе познакомиться вон с тем гаишником, пусть по встречным путям меня объезжает. И иди вон отсюда! Я, видимо, хороший артист и психолог. Он свалил тут же со словами, что он уже совершал половой акт с этим гаишником».

Еще хуже на Партизанской возле рынка (около облсуда). Там водители трамваев открывают настежь двери и сами сваливают куда-то, видимо, в туалет. Судя по времени отсутствия — все одновременно по большому. На днях моя жена наблюдала такую картину: мы стояли на стоянке у магазина. Рядом с краю встала еще одна машина, там женщина сидела на пассажирском сиденье. Вдруг появляется какой-то древний «Марк-2», задевает эту машину по всему борту, потом объезжает ее и еще зад ей царапает. И не спеша уезжает. За рулем сидели пацаны какие-то. Женщина даже не шелохнулась. То ли от страха, то ли машина не ее.

* Светофоры

Больше года я не могу привыкнуть к иркутским светофорам. Мало того, что их катастрофически не хватает (на выезде со Старокузьмихинской на Академическую каждый день аварии были, пока светофор не поставили, хотя водители периодически и при светофоре совершают аварии, по привычке, наверное), но и сделаны они (не хочу обидеть транспортников, а тем более гаишников, честно) как-то по-китайски (ну это, чтобы по-идиотски не сказать). Правая зеленая стрелка горит почти всегда. Вместо того чтобы спокойно ехать, надо головой постоянно вертеть, потому что одновременно горит зеленый свет прямо. Когда тут думать о пешеходах, главное, самому успеть увернуться! Еще хуже отсутствие поворотных стрелок влево. Как хочешь, так и проезжай.

Выезд от гостиницы «Русь» налево по улице Ленина — настоящее приключение! Стрелка налево загорелась, одновременно прямо в сторону площади Кирова зажигается тоже зеленый свет. Их пропускаешь, перегородив дорогу машинам от площади. А им уже зажигается зеленый. Ну ладно, извините за длинное описание наболевшего. Вопрос к тому, кто заведует установкой светофоров: кто-нибудь когда-либо вас думать головой учил? Я проехал несколько тысяч километров по Европе, по России, но нигде не видел подобных светофоров! Это что, достопримечательность Иркутска, что ли, такая?

* Дороги

Издевательство, неумение, нежелание, бестолковость, идиотизм, маразм, смертельная опасность, преступное бездействие, власть, дураки... Каждый в этом списке без труда найдет слово для выражения своего отношения к, мягко выражаясь, дорогам. И добавит с десяток своих. Я бы предложил проверить ответственных за строительство дорог на тугоухость (слышат ли они ежесекундные ругательства в свой адрес тысяч водителей из всех районов города?), проверить их зрение (написанное видят?), провести ЕГЭ для них (образование есть вообще?). Потому что содержание дорог в таком состоянии не требует никакого образования. Когда я писал «содержание дорог в таком состоянии» я имел в виду «доведение дорог до такого состояния». Где хваленая иркутская прокуратура? Садитесь, два. Хотя нет, есть шанс исправиться. Помнится, летом прошлого года на пару дней перекрывали кусочек дороги на Тимирязева от рынка до Богдана Хмельницкого с правой стороны. И положили асфальт. И деньги получили. Я не спрашиваю, где деньги, меня интересует: где асфальт? Менее чем на год хватило? Роскошно!

В 60-х годах по окраинам города Горького ездили самосвалы с одурманивающе пахнущей массой, называемой взрослыми неведомым магическим уважительным словом «асфальт». Подъезжали к яме на дороге. Выходили рабочие, заливали яму смолой, засыпали камнями, через некоторое время бросали совковыми лопатами асфальт, разравнивали его и укатывали катком. Интересно, сколько в Иркутске за лекции платят? Это я к тому, что не бесплатно же я здесь ноу-хау из 60-х годов как пример привожу! До Иркутска такая технология, видимо, не дошла. Или утеряна во времена борьбы за теплые кресла (в таком климате эта борьба оправдана, не так ли?). Да, назывались те операции ямочным ремонтом. То, что делают дорожники с ямами в Иркутске, можно назвать порнографией, зарыванием денег в песок, отмыванием этих денег, отсутствием совести (как там наш земляк в «Даурии» писал: «Или у них вместо совести хрен вырос?»), умения. Но никак не ремонтом. Почему-то я уверен, что в военное время за такой ремонт расстреляли бы или сослали еще дальше, чем Иркутск.

Но, к счастью, сейчас не военное время, можно спокойно изредка ремонтировать. Открытые канализационные люки — это смерть. Я видел их. Лежащих рядом с колодцем, разбитых и нет. Иногда их вообще не было. Как не было никаких предупреждающих знаков, кроме разбитых частей машин. И самое страшное — открытых по нескольку дней! В центре города. И никому никакого дела! Интересно, мэр снимет министра дорожного хозяйства? Впрочем, нет оснований. Ведь тот ничего не сделал. Переехать трамвайные рельсы в Иркутске — испытание не для слабонервных. Особенно в дождь.

Сесть на днище при таком переезде ничего не стоит. А вообще, рельсы в Иркутске красивые, похожие на волнистого попугайчика. Ну то есть такие же волнистые. Присмотритесь, вам понравится.

Из письма в Чувашию Н.Ф.: «Здесь есть пешеходная улица: разбитая, орущая в матюгальники, с одной(!) столовой. Был шлагбаум, но пешеходы еле уворачивались от машин. Потом один предприниматель подал в суд на... шлагбаум, мол, не могу подъехать к магазину собственному, а это нарушение закона о конкуренции. Шлагбаум осудили и убрали. На ж/д вокзале был полнейший разгром. Машины ездили как хотели и куда хотели. Облагородили. Поставили красивые столбики-ограждения. Прокуратура потребовала, чтобы убрали, т. к. пожарным нельзя проехать (как будто раньше они сквозь строй машин это сделать могли)».

Отзывы читателей

Такого количества положительных откликов читателей на первую публикацию в рубрике «Взгляд со стороны» мы не ожидали! Никто, ни один читатель «Пятницы» не осудил эту публикацию, несмотря на то, что Иркутск в ней местами выглядит довольно нелицеприятно. Напротив, горожане считают необходимым снять розовые очки жителя середины Земли и поменьше верить чиновникам. А мы в свою очередь продолжаем публикацию записок Владимира Шленкина и ждем ваших звонков и писем!

Людмила Николаевна Арсентьева, Иркутск, библиотекарь:

— Спасибо за статью «Иркутск чужими глазами». Все так и есть, и это лишь часть, автор еще не говорит о проблемах в образовании, в медицине и др. Обязательно надо делать всем, особенно чиновникам, такую встряску.

Сергей Дмитриевич:

— Я приехал в Иркутск 15 лет назад и раньше думал, что улица это проезжая часть и тротуары. Но жизнь в Иркутске изменила все мои представления о городе. Я живу на улице Красных Мадьяр, на которой нет тротуаров в принципе, а дороги — это же уму непостижимо. И в этом бардаке нам приходится жить! Мы с коллегами на работе прочитали статью, и все согласны с взглядом со стороны.

Лилия Анатольевна Яблокова:

— Статья очень понравилась, хлестко, но правдиво. Я раньше думала: «Ах, какой у нас город, Иркутск — середина земли!» Но год от года становилось все хуже и хуже, а потом я по другим городам России поездила, посмотрела — везде порядка больше. Люди другие, города чище. А у нас только амбиции остались и разруха.

Ольга Брежнева, Ангарск:

— Почаще надо печатать такие статьи. Автор прав во всем. Я 20 лет живу в Ангарске, а родом из Оренбурга. Города Иркутской области все выглядят убого и ни в какое сравнение не идут с другими провинциальными городами.

Валентина Багаева, Иркутск:

— Обязательно надо печатать подобную критику, чтобы мы посмотрели на себя со стороны. Наши чиновники совсем зажирели, только рапортуют хорошо, а в остальном город весь разваливается, все делается для галочки.

Анатолий Антонович, Иркутск:

— Статья правильная, нет хозяина в городе, а значит, нет порядка. Люди, видя это, стали индивидуалистами, очень инертные, не хотят для себя сделать чисто и красиво. Ведь почти во всех домах, дворах, подъездах города страшный бардак!

Анна, Иркутск:

— Все написанное — правда! Очень хочется продолжения. Самое главное: цены на недвижимость — это уму непостижимо!

Позвони, если не все равно

Уважаемые читатели «Пятницы»! Что вы думаете о публикации «Иркутск чужими глазами»? Стоит ли публиковать настолько критические статьи о собственном городе? Или это поможет нам измениться? Звоните в редакцию: 27-28-28.

Метки:
baikalpress_id:  30 276