Маршрутки не будут менять на большие автобусы

Такая замена экономически невыгодна городу и неудобна для пассажиров

Маршрутки с улиц Иркутска не исчезнут. Появившуюся в СМИ информацию о том, что городские власти намерены заменить в областном центре все маршрутные такси на большие автобусы, в автодорожном надзоре, «Объединении автотранспортных предприятий Иркутска» и в самой мэрии не подтвердили. Там отметили, что полностью отказываться от маршруток — экономически невыгодно, а вот дисциплинировать частных перевозчиков, и в первую очередь владельцев маршрутных такси, необходимо. И, кстати, именно в этом направлении работа уже началась.

Количество перешло в качество

«Я почти 20 лет водителем работаю, и надо сказать, что сейчас маршруток в Иркутске заметно меньше, чем было лет 10—15 назад», — говорит Сергей, водитель одного из маршрутных автобусов. Предприниматель, заместитель председателя некоммерческого партнерства «Объединение автотранспортных предприятий Иркутска» Алексей Колмаков объясняет: «Был период, когда интенсивно развивался такой вид транспорта, как маршрутное такси, но потом количество перешло в качество и на дорогах стало больше вместительных автобусов».

То, что микроавтобусов на дорогах Иркутска действительно стало меньше, подтвердили в Управлении государственного автодорожного надзора по Иркутской области (УГАДН). Как сообщил начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН Вячеслав Соболев, в настоящее время в областном центре работает 247 частных перевозчиков. Им принадлежит 2,8 тысячи единиц транспортных средств. «В 1995—1996 годах из общего количества частного пассажирского транспорта на линии больших автобусов работало всего 10—15%», — говорит Соболев. Сейчас же по улицам города больших автобусов колесит процентов на 20 больше, чем «Газелей» и «кореек». «Маршрутных такси в настоящее время в Иркутске порядка 40%», — отметил начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН.

Как говорит Алексей Колмаков, маршрутки начали покидать сегмент пассажирских перевозок под влиянием требований рынка. По мере развития бизнеса к набравшимся опыта предпринимателям стало приходить понимание того, что маршрутное такси — это не всегда экономически выгодно, и таким образом на смену микроавтобусам начали приходить более вместительные машины.

«Работа на линии той или иной машины обусловлена протяженностью маршрута и пассажиропотоком», — говорит Вячеслав Соболев. «Поэтому в пассажирских перевозках сегодня задействованы маршрутные такси, большие автобусы и автобусы средней вместимости», — добавляет господин Колмаков. По их словам, в Иркутске есть маршруты, на которых работают только большие машины, только микроавтобусы, и есть так называемые смешанные маршруты.

Согласно результатам последнего исследования иркутского рынка пассажирских перевозок (а последнее проводилось пять лет назад), в день одна маршрутка перевозит порядка 250 пассажиров, автобус — по 500—700 человек. По словам Алексея Колмакова, эти цифры в принципе применимы и к сегодняшнему дню, поскольку пассажиропоток в Иркутске стабилен.

Для тех, кто любит побыстрее

Стабильны и предпочтения пассажиров относительно общественного транспорта: рейтинги маршрутных такси, несмотря на вытеснение их с рынка большими конкурентами, по-прежнему высоки. Многие опрошенные на остановках пассажиры сказали, что ездят на автобусах только в случаях, когда выбора нет. «Автобусами пользуюсь крайне редко, только тогда, когда кроме них на нужном мне маршруте больше никакой транспорт не курсирует. И вечером маршрутки ходят дольше, а автобуса в десять вечера уже не дождешься», — рассказала о своих предпочтениях пассажирка Анна. Мобильность микроавтобуса — это, пожалуй, главная причина, по которой маршрутные такси завоевали всенародную любовь.

Десять из десяти опрошенных в маршрутках пассажиров на вопрос: «Почему вы пользуетесь этим транспортом?» ответили: «Потому что быстрее». Решив выяснить, насколько быстрее, я провела эксперимент: села в автобус на конечной остановке «Микрорайон Первомайский» и засекла время. Не попав ни в одну пробку, до Центрального рынка добралась за 35 минут. Тот же путь, проделанный в маршрутном такси, по времени оказался короче на 15 минут. Правда, если водитель автобуса останавливался на всех положенных остановках, то маршрутка проскочила пару из них и чуть не сбила пешехода на зебре у лингвистического университета.

— Даже если в пробку попадете, все равно быстрее до места доберетесь, — говорит водитель маршрутного такси Алексей. — Автобус малоповоротлив, а маршрутка юркая, в потоке машин ей легче проскочить. — Легче, — соглашаюсь я. — А еще маршрутки часто, чтобы в пробках не стоять, маршрут нарушают и едут в неположенных местах. — Нарушают, вам же самой не хочется в пробке торчать. Автобусы тоже нарушают и в неположенных местах ездят, и все равно они дольше едут, — парирует Алексей.

Еще одним преимуществом маршрутного такси опрошенные пассажиры называли возможность ехать с комфортом. «Сидя ехать удобнее, в автобусе ведь не всегда места свободные есть. А если он еще и битком набьется, да еще трясет его, просто ужас», — поделилась мнением пассажирка Людмила.

А вот основным недостатком маршрутки, но достоинством автобуса, по мнению опрошенных, является цена за проезд. «В автобусе десятку отдаешь, а чтобы за маршрутку заплатить, еще в мелочи копаться надо, два рубля собирать», — говорит пассажир автобуса Сергей. А некоторые не сторонники маршруток говорили, что просто-напросто боятся в них ездить и автобус считают более безопасным средством передвижения.

Распустились

И все же, несмотря на высокую популярность микроавтобусов, почти каждый день в администрацию Иркутска поступают жалобы на маршрутные такси. «Горожане жалуются на то, что в салонах грязно, водители курят, могут нахамить, громко включают музыку», — говорит начальник Департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта Сергей Чертков.

По его словам, большая проблема — загруженность городских дорог, которая возникает в том числе и из-за большого количества маршруток. «Например, мы посчитали, что для нормального обслуживания маршрута № 9 Радищево — Центральный рынок достаточно девяти автобусов средней вместимости. Сегодня там работает 40 маршруток», — рассказывает ответственный за транспорт и дороги в городе.

Еще одна беда: маршрутки не работают по расписанию, водители не соблюдают интервал движения. Есть предприниматели, которые выпускают транспорт на линию только в часы пик. А безалаберность шоферов, о которой все уже устали говорить, усложняет аварийную обстановку в городе. «Водители маршруток считают себя главными на дороге, — жалуется Алексей, водитель автобуса. — Гоняют с бешеной скоростью, дорогу не уступают, а иногда еще и специально не пропускают. Из-за них аварий сколько случается!»

Дорожных аварий по вине водителей маршруток действительно происходит много. Например, в прошлом году, по данным ГИБДД УВД по Иркутску, с участием пассажирского транспорта в областном центре произошло 1899 аварий. Виновниками почти половины из них, а именно 918, стали водители маршруток. В ДТП, случившихся по вине лихачей-маршрутчиков, погибло трое человек.

Транспортный расклад

В администрации Иркутска отметили, что избавлять областной центр от маршрутных такси власти не собираются. «И мы не настаиваем на том, чтобы они все исчезли», — заявил господин Чертков. «Во многих городах маршрутки работают, и нашему городу они тоже нужны, — подчеркнул председатель объединения автотранспортных предприятий Иркутска Сергей Ошурков. — Это возможность пассажирам передвигаться по городу быстрее, с комфортом и за меньшую плату, чем на легковом такси». Евгений, работающий водителем маршрутного такси, категорически против полной замены маршруток большими автобусами: «Это будет невыгодно ни частникам, ни пассажирам. Маршрутки ходят часто, они малогабаритные и поэтому всегда полные. Если пустить столько же автобусов, они просто не будут заполняться, это экономически невыгодно. А если их пустить меньше, людям станет сложнее уехать». Алексей, водитель автобуса, тоже не поддерживает отказ от маршруток: «Я думаю, было бы правильно сократить их количество, может быть, процентов на 15, потому что дороги забиты транспортом».

Вячеслав Соболев отмечает, что иркутский рынок пассажирских перевозок, начав подстраиваться под особенности пассажиропотока, скоро самостоятельно расставит силы в оптимальном варианте: «Идет увеличение количества больших автобусов. Думаю, что в ближайшем будущем маршрутных такси в городе останется порядка 30%», — говорит начальник отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН. Алексей Колмаков согласен, что расклад — 70% автобусов и 30% маршрутных такси — был бы для Иркутска вполне приемлем. «Другое дело, что необходимо повышать качество обслуживания пассажиров маршрутными такси, — говорит предприниматель. — И в этот вопрос должна вмешаться городская администрация. Нужно с умом подойти к разработке тарифов. Я думаю, что сегодня оптимальной была бы цена за проезд в маршрутке на уровне 15 рублей, потому что за 12 не всегда выгодно перевозить. Например, в Ново-Ленино маршрутки не ходят, потому что при нынешней стоимости проезда пускать их туда экономически невыгодно».

Взять на GPS

Если вопрос о повышении стоимости проезда в маршрутках пока не рассматривается, то за перевоспитание водителей и предпринимателей региональные власти уже взялись. Так, в Министерстве жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области разработали проект закона об организации пассажирских перевозок. «В ближайшее время законопроект будет внесен на рассмотрение в Законодательное собрание, — говорит заместитель министра Дмитрий Разумов. — Наши первоочередные задачи — упорядочить рынок пассажирских перевозок, обеспечить безопасность пассажиров. Самое главное, чтобы им было комфортно».

Если предложенный министерством законопроект будет одобрен и принят, то в Иркутской области наконец-то появится документ, регламентирующий работу частных перевозчиков. Сейчас в регионе нет законодательной базы, на основании которой можно было бы в полной мере привлекать предпринимателей к порядку. В частности, согласно законопроекту, все пассажирские автобусы должны будут оснастить системами спутниковой навигации.

«Наличие в машинах GPS-навигаторов станет основным критерием допуска к конкурсу на заключение договоров пассажирских перевозок», — отмечает Дмитрий Разумов. Частников, уже работающих, но не оснастивших свои автобусы такими системами, будут штрафовать. «Безусловно, мы дадим предпринимателям так называемый льготный период, в течение которого они должны будут выполнить предъявляемые требования. По истечении этого срока те, кто не приведет свою деятельность в соответствие с законом, будут привлекаться к ответственности», — поясняет замминистра. По его словам, с установкой в пассажирском транспорте системы спутниковой навигации у властей появится возможность, например, отслеживать соблюдение водителями графика движения и маршрута. «Таким образом будет контролироваться выполнение предпринимателями договорных обязательств», — уточняет Дмитрий Разумов. Безусловно, оснащение машин навигаторами станет для частников дополнительной финансовой нагрузкой. По словам замминистра Дмитрия Разумова, оборудование одной машины обходится в сумму от 10 до 15 тысяч рублей, но эти расходы оправданы, ведь сами предприниматели смогут отслеживать время и место нахождения их работников, и это должно дисциплинировать водителей.

Уважаемые читатели «Пятницы»!

Мы предлагаем вам ответить на вопрос: «Что лучше — автобус или маршрутка?». Пишите и звоните нам в редакцию. Телефон 27-28-28, адрес: Иркутск-9, а/я 82. E-mail: friday@pressa.irk.ru

СВЕТЛАНА ЛАТЫНИНА, «ФедералПресс», специально для газеты «Пятница»

Метки:
baikalpress_id:  30 264