Жить будем в Интернете

Иркутск признан лидером по темпам создания электронного правительства

Не выходя из дома записаться на прием к мэру города, обратиться к чиновникам с помощью Интернета и запросить любую муниципальную услугу — все это в скором времени смогут жители столицы Приангарья. Иркутск опережает многие другие города России по внедрению современных информационных технологий в деятельности местных органов власти. Успехи эти не остались незамеченными руководством страны. Доказательством стало крупное мероприятие, прошедшее в Иркутске, на которое съехались ведущие специалисты в сфере информационных технологий из разных регионов России.

Считает коров и убирает мусор

Первое расширенное заседание секции муниципальной информатизации при Совете главных конструкторов информатизации регионов России прошло в Иркутске 20—21 мая. Участниками стали представители муниципалитетов регионов России от Москвы и Санкт-Петербурга до Сахалина, федеральные чиновники, а также крупнейшие игроки мирового IT-рынка: «Майкрософт», Ростелеком, «1С», «Лаборатория Касперского» и другие. Иркутск поделился своим опытом в сфере информатизации услуг населению.

Первый заместитель директора ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (Москва) Юрий Михеев высоко оценил наработки Иркутска и рассказал, что сегодня жителям нашего города предоставляется около 25 компьютеризированных муниципальных услуг. В первую очередь Михеев отметил деятельность Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации Иркутска. «За счет внедрения компьютерных технологий количество заявлений по земельным участкам увеличилось на 48% в год, — сказал Юрий Михеев. — Благодаря новой системе не только ускоряется процедура оформления, но и контролируется каждая сделка, а также налоговые платежи. На создание системы ушло 3,5 млн рублей, а эффект уже достигает 3 млрд рублей».

По мнению начальника Департамента информатизации аппарата администрации Иркутска Андрея Губова, система, внедренная в КУМИ, уникальна и может использоваться где угодно, например на селе: с ее помощью можно высчитывать численность поголовья скота. Еще одно современное введение касается каждого иркутянина. Кто бы мог подумать, что сбор мусора с контейнерных площадок в Иркутске также осуществляется с помощью компьютерной техники? Андрей Губов рассказал, что вот уже почти десять лет в Иркутске сбором мусора занимается компьютерная система. «Мы все давно привыкли к тому, что у нас в относительно нормальном состоянии находятся контейнерные площадки, — сказал Губов. — При этом на вывоз мусора город не тратит ни копейки. Просто люди своевременно вносят плату за уборку мусора благодаря тому, что в автоматизированной информационной системе по твердым бытовым отходам учтен каждый горожанин, каждая контейнерная площадка. Даже график движения мусоровозов определяет компьютер».

Бабушки научат

В прошлом году в Иркутске заработал проект «Бабушка-онлайн»: людей пожилого возраста бесплатно обучают работать на компьютере, помогают осваивать основные программы, в том числе Интернет. «Проект поддержали все крупные учебные заведения города, он нашел большой отклик у населения, — сказал Андрей Губов. — Администрация Иркутска тратит деньги только на оплату тренеров. Всю материально-техническую базу предоставили спонсоры. За полгода усилиями наших активистов было обучено почти 250 человек. Востребованность в таких услугах возрастает». Андрей Губов даже предположил, что недалеко то будущее, когда в Иркутске бабушки будут учить своих детей и внуков работать на компьютере. Тому есть все предпосылки: Интернет становится все доступнее. Юрий Михеев напомнил, что в самом начале распространения мобильной связи в России до тех пор, пока обеспеченность ею не достигла 15% населения, сотовые телефоны были экзотикой. «Как только 15% были достигнуты, мобильная связь стала массовым явлением, — сказал Михеев. — Можно ожидать, что здесь произойдет такой же информационный взрыв. Мне кажется, что срок будет не таким уж долгим».

Компьютером по коррупции

Экономия времени и денег, повышение эффективности работы органов власти — не только эти цели достигаются с помощью информатизации муниципальных услуг. Современные технологии также позволят бороться с коррупцией. Как только информатизированная система заработает полноценно, простым гражданам не придется обращаться за какой-либо услугой к конкретному чиновнику и возможности договориться не будет. «Заявку на предоставление услуги будет принимать оператор, которому все равно, какую услугу вы просите: или вы на прием к мэру записываетесь, или вам нужно получить земельный участок», — пояснил Андрей Губов.

Как только человек обратился в администрацию, он может следить за движением своей заявки: куда она направлена, в какой аппарат и на какой стадии рассмотрения находится. То же самое с постановкой в очереди на детский сад: те мамочки, которые воспользуются электронной услугой и поставят своего ребенка на очередь в детсад, смогут следить за тем, как продвигается очередь и продвигается ли вообще. Более того, по словам Юрия Михеева, гражданин сможет в интерактивном режиме работать с тем чиновником, в чьем ведении находится необходимая услуга.

Завершающий этап работы — когда обратившийся получает окончательный ответ на свой запрос. «Без выезда на место», — подчеркнул Михеев. Сложность, по его словам, заключается в том, что каждый документ, в том числе электронный, должен быть легитимным и требует электронной, цифровой подписи. «Нужно всех людей снабдить электронными цифровыми подписями, — сказал Юрий Михеев. — Каждый должен иметь с собой флешку, где будет храниться его подпись, или социальную карту, которая подтверждает право на получение услуги». Андрей Губов выразил уверенность, что до конца этого года все руководители структурных подразделений городской администрации обзаведутся своими электронными подписями.

Москва поделится

Еще больших успехов в информатизации своей деятельности городским властям удастся добиться, когда с Иркутском своими наработками и опытом поделится Москва. Договоренность о том, что Первопрестольная безвозмездно будет передавать Иркутску свои результаты, достигнута. Москва первая в России внедрила у себя программу «Электронный муниципалитет», которую планирует освоить столица Приангарья. «Сейчас мы с москвичами определяем порядок и объемы того, что до конца года будет адаптировано к нашим условиям и начнет внедряться в Иркутске, — рассказал Андрей Губов. — Постараемся, затратив минимум средств городского бюджета и сэкономив огромное количество времени, решить многие вопросы в интересах горожан. Это касается и системы «одного окна», и интернет-порталов, и доступа к информации через информационные киоски, создания центров коллективного доступа с помощью телефонной связи. Это практически весь спектр услуг, предусмотренный электронным правительством».

Все электронные услуги, которые уже сегодня могут получить иркутяне, будут совершенствоваться и развиваться дальше. В ближайшем будущем в планах у иркутской мэрии претворение в жизнь еще одного проекта — создания виртуальной очереди в медицинские учреждения. «Чтобы человек мог, не выходя из дома, записаться на прием к врачу», — сказал Андрей Губов.

Початиться с чиновником

Мировым лидером по темпам создания электронного правительства являются США. Там граждане могут свободно общаться с чиновниками в режиме онлайн на форумах и в чатах, а также с помощью электронной переписки. После Штатов следуют Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Норвегия, Великобритания, Канада, Нидерланды, Дания и Германия. Россия в создании электронного правительства намного отстает.

Цена вопроса

На реализацию городской программы «Электронный Иркутск» в 2009 году мэрия потратила более 25 млн рублей. В этом году запланировано более 45 млн, а уже в 2012 году затраты на создание электронного правительства должны составить свыше 87 млн рублей. На эти деньги в Иркутске планируют построить многофункциональные центры государственных услуг.

Загрузка...