Ощутить аромат эпохи

18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. «Пятница» от всей души поздравляет всех сотрудников иркутских музеев и особенно коллектив Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева. Сегодня они нам расскажут о своей работе, успехах и достижениях.

Елена Станиславовна Зубрий, директор Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева:

— За последние десятилетия наш художественный музей очень сильно вырос. Мы получили новые помещения на улице Карла Маркса, усадьбу Гиндина, архитектурно-парковый ансамбль «Усадьба Сукачева». Впереди масштабная реконструкция главного здания, в результате которой фонды, библиотека, архив и реставрационные мастерские получат новые помещения. Планируем также создать зону отдыха для посетителей с кафе и музыкальной гостиной. Так что развитие музея идет по нарастанию. Что касается меня, я сразу со студенческой скамьи пришла в музей и попала в эту атмосферу. Это продолжается почти сорок лет, из них четверть века на посту директора. Я мыслю музейными категориями. И окружающие часто шутят, что я замужем за музеем, потому что вся жизнь в этих стенах. И часто личные проблемы приходится подчинять работе. Самое трудное в ней — это ответственность. Ответственность за коллекцию, за коллектив, за перспективы развития, за будущее.

Лидия Афанасьевна Чумакова, смотритель музея:

— Я в музее уже пятнадцать лет и до безумия люблю эту работу, даже не могу представить без нее свою жизнь. Мне бы давно пора сидеть дома, а я не могу. Люблю очень посетителей, особенно детей, — в нашей работе иначе нельзя. Надо очень корректно, вежливо и терпимо относиться к людям. Для нас огромный плюс, если посетители в книге отзывов пишут благодарности и добрые пожелания. За многие годы работы мы, смотрители, изучили посетителей и сразу можем распознать, кто из них серьезно относится к искусству, а кто пришел пробежаться по музею, как по спортплощадке. Честно говоря, мы таких не любим. Не секрет, что у некоторых посетителей к нам пренебрежительное отношение, мол, подумаешь бабушки. Но у нас у всех высшее образование, к примеру, я всю жизнь проработала экономистом в МВД.

Ольга Валериевна Зангеева, научный сотрудник:

— Я не планировала работать в музее. Даже не представляла, что такое музей, думала, что научные сотрудники — это такие создания, которые сидят в тишине и покое. Но когда я начала работать, то поняла, что сидеть в тишине не получится. Я историк, но в процессе работы освоила множество других профессий: научилась ухаживать за растениями, потому что у нас большой зимний сад, научилась танцевать, делать куклы, мастерить. Мы считаем, что музей должен предлагать посетителям что-то новое. И это не только выставки, но и различные мероприятия, например, всем желающим даем уроки танца, бального этикета. Мы очень увлечены своей работой.

Наталья Валерьевна Гончаренко, заведующая историко-мемориальным отделом ИОХМ «Усадьба В.П.Сукачева»:

— Я пришла в музей, как мне казалось, на время, а осталась на всю жизнь. Есть люди музейщики и не музейщики. Если человек поработал год и остался, значит, это музейщик. Значит, он живет музеем! У нас очень разнообразная работа — это и привлекает, в ней нет рутины, нет унылости. Наш музей-усадьба активно развивается, предстоит реставрация еще двух зданий: школы для девочек и каретной. Своей очереди ждет и парк. Кроме научной работы мы проводим различные мероприятия, чтобы люди могли не просто восхититься красотой, но и понять, что это наше общее прошлое, почувствовать аромат времени. Увидеть прошлое не через стекло, не через экран, а как будто бы погрузиться в него. Почувствовать себя современником Сукачева.

Софья Евгеньевна Шемякина, заведующая научно-экспозиционным отделом:

— В ведении нашего отдела вся основная экспозиция музея, а это 25 тысяч экспонатов. А вообще любой музей похож на айсберг. Наверху экспозиции только небольшая часть — около трех процентов. Конечно, это самые лучшие произведения. И основная задача — это научная работа с экспозицией. А вообще моя специализация — это русское декоративно-прикладное искусство: стекло, серебро, фарфор, текстиль, кость. У нас очень богатая коллекция. Я люблю свою работу за разнообразие. Мы сейчас создаем каталог музея, и надеюсь, скоро он будет опубликован. И тогда ценители искусства всей России смогут оценить богатство и уникальность нашего собрания.

Людмила Николаевна Снытко, заведующая издательским отделом:

— Я пришла работать в 1968 году, и так счастливо сложилось, что сразу начала работать с коллекцией русской живописи. Наша коллекция русской живописи настолько богата, что она может вполне представлять историю отечественного искусства. В ней художники представлены своими лучшими работами, которым завидует Третьяковская галерея. Мне никогда не надоедает моя работа: чем больше смотришь, тем больше открываешь нового. Я очень люблю работу, для меня даже не важно, Шишкин это или малоизвестный художник, я их всех люблю и жалею, особенно те, что пострадали и требуют реставрации. Кроме того, мы занимаемся издательской деятельностью, выпустили несколько замечательных альбомов, монографий, благодаря которым наша коллекция становится популярной и востребованной.

Елена Михайловна Кабунова, научный сотрудник:

— Еще учась в Сибирской академии культуры и искусства, я хотела стать сотрудником именно иркутского музея. Несколько раз приезжала из Улан-Удэ сюда на практику. И моя мечта сбылась. Работаю девять лет. Моя специализация — искусство Востока. У нас интереснейшая коллекция, в ней представлены предметы из Китая, Кореи, Японии, образцы бурятской культуры. Это широкое поле деятельности для исследований. Когда получается удачная выставка, когда я вижу, что людям нравится то, что мы делаем, я испытываю настоящий восторг.

Анна Михайловна Парфененко, главный хранитель музея:

— Я окончила Уральский университет по специальности «История искусств». Работаю в музее 25 лет и очень люблю свою работу. Нравится работать с произведениями искусства, с разными материалами, техниками, периодами истории. Моя работа требует знания истории искусства и скрупулезности в оформлении документации, потому что всякое движение экспоната должно быть зафиксировано в документах. Мы довольно часто проводим различные выставки, и это увеличивает процент использования фондов. Кроме того, на протяжении многих лет я занимаюсь современным русским декоративно-прикладным искусством ХХ века. Работа очень интересная, захватывающая.

Светлана Ивановна Тютикова, заведующая реставрационной мастерской:

— Я окончила училище искусств и Иркутский филиал Всесоюзного научно-реставрационного центра им. Грабаря. В 1992 году судьба меня познакомила с Еленой Станиславовной, и с того момента в музее существует реставрационная мастерская. К нам поступают на реставрацию картины в аварийном состоянии. По каждой картине можно легко восстановить историю ее жизни. Где она находилась, как пострадала. Чтобы ее реанимировать, приходится иметь дело с реактивами, мастиками, различными неженскими инструментами. Люблю ли я свою работу? Да не то слово! Мы попали в эту профессию, и теперь с ней единое целое. Я прихожу сюда как на праздник. Это точно! По-другому здесь нельзя.

Загрузка...