«За универсальными специалистами — будущее»

Ректор САПЭУ Борис Виноградов о новой образовательной идеологии и походе иркутян на Восток

Какая профессия будет престижной через пять лет, а какая через тридцать? Сегодня нас пытаются убедить, что в России «перепроизводство» юристов и экономистов. При этом мы по-прежнему не имеем возможности конкурировать с мировыми державами по такому показателю, как эффективность управления экономикой, а правовая безграмотность процветают повсеместно, даже в органах государственной власти. Не потому ли, что как раз с менеджерами и правоведами в стране напряженка?

«Мы это уже проходили»

Ректор Сибирской академии права, экономики и управления Борис Виноградов считает, что поставить крест на гуманитарных специальностях в высшей школе сегодня пытаются по надуманным основаниям и что сделать это вряд ли получится:

— Когда власть на всех уровнях призывает нас больше готовить инженеров, плотнее сотрудничать с работодателем — выпускать специалистов под имеющиеся и создаваемые вакансии, возникает ощущение, что мы все это уже проходили.

— В советское время?

— Конечно! Нас заставляют наступать на те же грабли. Смотрите, что происходит. На фоне общего сокращения абитуриентов в государственных вузах сегодня увеличивается бесплатный набор на технические специальности. Эта тема неоднократно обсуждалась на совете ректоров, и мои коллеги отмечали: молодежь идет в инженеры, даже на бюджетные места, с большой неохотой! Почему так? В бурные 90-е, когда рушилась советская экономика и закрывались заводы, родители многих сегодняшних абитуриентов оказались не у дел. Логично, что они теперь опасаются повторения ситуации. Я вовсе не утверждаю, что инженеров готовить не нужно. Всегда были люди, желающие выполнять какую-то определенную функцию: водить поезда, строить мосты и т. д. Просто нужно понимать, что приобретение узкой специальности связано с риском так и не найти своего места в жизни. Образовательная идеология САПЭУ такова, что наши стены покидают универсальные специалисты и самостоятельные личности, которые не пропадут ни при каких обстоятельствах. Напомню: наш вуз был одним из первых среди негосударственных, где открывали технические специальности, и начали мы с набора студентов на обучение по специальности «технология деревообработки».

— Кстати, не является ли большим упущением то, что в нашем регионе, где так много деловой древесины, отсутствует профильный лесотехнический вуз?

— Мы успешно заняли эту нишу. Причем подошли к делу нетривиально: создали собственный учебно-производственный комбинат, где представлена вся технологическая цепочка — от распиловки бревна до производства мебели. Это лесное направление будем развивать и в дальнейшем, так как в Иркутской области большая потребность в специалистах по лесоинженерному, лесоустроительному делу. Для научных и образовательных целей мы недавно взяли в аренду несколько сотен гектаров горельника по Голоустненскому тракту — будем на практике учить студентов решать проблемы реализации бросовой древесины и лесовосстановления. Скажу больше: сегодня мы готовимся к открытию в рамках академии инженерно-технологического института. Помимо технологии деревообработки там будет с десяток других востребованных специальностей, по которым в Иркутской области еще ни один вуз не готовит. Согласно нашей образовательной идеологии, это будут универсальные специалисты, которые смогут развиваться на производстве — как по горизонтали, так и по вертикали.

Стране нужен средний класс

— И все-таки вы считаете, что гуманитарии сейчас в большем почете?

— Популярность таких специальностей, как юриспруденция или менеджмент организации, связана с их универсальностью. С юридическим образованием, например, можно устроиться в прокуратуру, милицию, адвокатскую палату, нотариальную контору...

— Так ли это просто?

— Хорошо, давайте рассмотрим ситуацию, что выпускник вообще никуда не устроился. Согласитесь, в получении хорошей должности всегда есть доля везения, но и от личности соискателя многое зависит. Не каждому захочется начинать карьеру помощником юриста — быть винтиком в системе. Используя полученный в стенах нашего вуза базис знаний, такой индивидуалист может успешно развивать собственное дело. Хочу подчеркнуть: мы готовим не только универсальных специалистов, самостоятельных, деловых людей, мы готовим средний класс, которого так не хватает экономике страны. Из этого постулата, кстати, выстраивается и наша ценовая политика: мы не замахиваемся на элитарность, даем высшее образование детям из семей со средним достатком.

— Эта образовательная идеология — ваше ноу-хау? Или вы использовали иностранный опыт?

— Не могу сказать, что это революционная технология. В системе образования других стран она, конечно, присутствует, но мы нащупали этот путь сами за 16 лет работы.

— Есть ли признаки того, что САПЭУ на правильном пути?

— Во-первых, об этом говорит востребованность наших выпускников. Мы имеем хорошую возможность следить за дельнейшей судьбой бывших студентов — в связи с проблемой подделки дипломов — особенно это актуально в центральных регионах страны — от организаций-работодателей мы каждый день получаем запросы о подтверждении полученных специальностей нашими выпускниками. Таким образом, мы видим, что ребятам предоставляют рабочие места даже по таким специальностям, по которым у нас, как говорят, перепроизводство кадров. Значит, мы правильно их готовим. Второй показатель — все места за партами у нас заняты.

— При том что демографическая ситуация заставляет вузы серьезно конкурировать...

— Даже когда в других учебных заведениях остаются невостребованными бюджетные места, мы не страдаем от недобора студентов. Молодые люди не хотят получать бесплатное образование, так как понимают, что потом все равно придется переучиваться.

— Смысл терять время?

— Вот именно!.. И, наконец, третий показатель: успешный вуз ни в коем случае не должен поджиматься, в его стенах нельзя говорить о кризисе — финансовом, демографическом, каком-либо другом. Вуз, как грибница, должен постоянно расти. Мы начинали развиваться в непростые 90-е, пережили дефолт. Сейчас я уже напрягаюсь, чтобы вспомнить, в каком году он грянул. Сегодня мы строим новые учебные корпуса, открываем новые специальности, факультеты, а после того как стали академией — и новые институты.

Взаимное проникновение

— Структура САПЭУ включает четыре факультета: региональной экономики, психологии, экологии, компьютерных технологий и информационных систем. А также два института — экономики и управления и юридический. Для реализации совместных образовательных программ с иностранными вузами мы открыли еще один — Байкальский международный институт. Это не новое для нас направление. Так, выпускники нашего факультета региональной экономики традиционно востребованы не только в Сибири, но и за рубежом, благодаря тому что владеют иностранными языками, в том числе восточными.

— Наверняка у Китая социальный заказ на таких специалистов сумасшедший...

— В Поднебесной на самом деле велик спрос на русских сотрудников, которые знают наши законы и экономику, при этом не испытывают языкового барьера с работодателем. В очередной раз мы убедились в этом во время недавней командировки. За две недели делегация нашей академии посетила десять вузов в восьми городах КНР, с некоторыми китайскими университетами мы сотрудничаем уже 15 лет, с другими только устанавливаем партнерские взаимоотношения.

— О каком сотрудничестве идет речь?

— Например, это отправка студентов на стажировки на срок от месяца до года. Также наши выпускники могут продолжить обучение за границей в магистратуре — есть вузы, которые предоставляют российским студентам бесплатные места. Кроме того, мы разработали с нашими китайскими партнерами программу «2+2»: российский студент два года учится у нас, потом еще два — в Китае. И наоборот.

— Такая форма обучения возможна уже сейчас?

— Набор по этой программе мы и наши китайские коллеги объявили в этом году. Хочу подчеркнуть: мы предлагаем нашим абитуриентам обучение в самых престижных вузах Китая. Жить им предстоит в крупных, красивых и очень уютных городах. В дальнейшем планируется развивать подобное сотрудничество с другими странами, в том числе европейскими, но тесно взаимодействовать с Поднебесной нас обязывают приграничное расположение и тесная связь экономик.

— Не предполагается, что наши студенты будут возвращаться с Востока не только с ценным багажом уникальных знаний, но и с изменившимся мышлением?

— Если Китай осуществляет экспансию в нашу экономику и культуру, то и мы должны стараться интегрироваться в их жизнь. Например, мы уже договорились об открытии русского образовательного центра в одном из китайских университетов. Проникновение, раз уж оно неизбежно, должно быть взаимным. По этому мосту ходить должны в обе стороны.

Уважаемые читатели!

Телефон приемной комиссии Сибирской академии права, экономики и управления 8 (3952) 20-20-33.

Загрузка...