Чтобы работали эффективнее

Бюджетные учреждения получат госзадание

Государственная дума в конце апреля приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому все государственные и муниципальные учреждения будут разделены на категории: автономные, бюджетные или казенные. Документ уже поступил на рассмотрение Совета Федерации. Вскоре станет известно, какую оценку дадут ему сенаторы, а затем президент. Между тем дискуссия, развернувшаяся в обществе вокруг этого документа, продолжается.

Суть проблемы

Законопроект уже получил неформальное название — второй закон о монетизации. Но если во время первой монетизации речь шла об организации адресного социального обслуживания незащищенных слоев населения, то теперь вопрос касается, по сути, всего комплекса государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданам бюджетными учреждениями — больницами, школами, детскими садами, ПТУ и т.д.

Главная задача, которую поставили перед собой разработчики законопроекта, — добиться рационального использования бюджетных денег и повышения качества оказываемых услуг. Зачастую мы встречаемся с качеством медицинских, образовательных услуг, которое оставляет желать лучшего. При этом финансисты и сотрудники контрольно-счетных органов в один голос утверждают, что объем финансирования учреждений (а сейчас они содержатся по смете) мало влияет на качество оказываемых ими услуг. Причина в низкой эффективности использования денег и отсутствии стимулов их экономии.

Права, данные конституцией, никто не отменял

«Сметное финансирование ориентировано на покрытие расходов учреждений. А это не всегда способствует снижению внутренних издержек. Именно в этом и заложена одна из причин реформирования бюджетной сферы, — считает председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Ирина Синцова. — Рассматривая этот законопроект, мы должны учитывать, что Конституция РФ и другие правовые акты гарантируют нашим гражданам бесплатное общее образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии. Они будут определяться государственным заданием, согласно обсуждаемому законопроекту. При этом любой гражданин по желанию может оплатить дополнительные услуги, предлагаемые учреждением сверх государственного задания».

В настоящее время в России действуют более 320 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Около 38% федеральных учреждений имеют доход от оказания платных услуг, превышающий 40% от объема их бюджетного финансирования. Если, сохранив обязательный набор бесплатных услуг, создать условия заинтересованности в развитии объема платных услуг — выиграют все. Жители Иркутской области знают позитивные примеры такой работы: тот же МНТК «Микрохирургия глаза», диагностический центр, областной перинатальный центр и другие. Здесь бесплатная (оплачиваемая государством) часть услуг не отличается по качеству от платной (оплачиваемой непосредственно гражданами), и это качество постоянно повышается.

Понятие «автономное учреждение» было законодательно введено несколько лет назад. В Иркутской области сейчас работает несколько таких учреждений, среди которых драматический театр им. Н.П.Охлопкова и музыкальный театр им. Н.М.Загурского. Новый статус позволил появиться новым проектам и перспективам на дальнейшее развитие.

Что такое казенные учреждения?

«Существует категория учреждений, которые в силу специфики выполняемых ими государственных функций не могут или не должны делать это платно, хотя бы во избежание коррупции и преломления своего основного предназначения, — комментирует законопроект заместитель председателя бюджетного комитета ЗС Наталья Деньгина, — и в документе для них предусмотрен особый статус — казенные учреждения. Речь идет об учреждениях, созданных в рамках военного ведомства, силовых структур, о следственных изоляторах, противочумных институтах, лепрозориях, психоневрологических диспансерах и других. Они будут финансироваться как и прежде по смете. Кстати, и к органам государственной власти и местного самоуправления будут применяться некоторые положения о казенных учреждениях».

Прочие учреждения смогут повышать собственные доходы за счет оказания платных услуг. Да и сегодня они могут предоставлять такие услуги, но полученный ими доход должен зачисляться в федеральный, региональный либо муниципальный бюджет — в зависимости от уровня подчиненности учреждения. Обсуждаемый законопроект, по сути, предполагает введение дополнительной мотивации к развитию качественных востребованных услуг. Обязательную программу оплатит государство (муниципалитет): те же предметы основного учебного курса средней общеобразовательной школы, а вот за танцы и занятия конным спортом будут платить сами родители либо кто-то другой, кого привлечет школа.

Нужны профессиональные менеджеры

Однако на пути реализации таких планов есть препятствия, считает Наталья Деньгина. Это кадровый вопрос. Как всегда, дело упирается в людей, которые могли бы разработать и внедрить адекватные программы развития своих учреждений. Востребованными окажутся способные, талантливые менеджеры, а не те, кто тихо сидит.

«Предложенный законопроект — это шанс вывести нашу бюджетную сферу на принципиально иной, более высокий уровень, — говорит Наталья Деньгина. — Но этим шансом нужно суметь воспользоваться, чтобы не получилось, как говорил Черномырдин, хотели как лучше, а получилось — как всегда. Реализацию закона нужно будет на каждом этапе внимательно отслеживать и корректировать». Особенно тщательно, по ее мнению, нужно будет подойти к формированию госзадания.

Государственное задание на услуги, оказываемые автономными и бюджетными учреждениями, позволит несколько скорректировать их деятельность, считает Ирина Синцова. «Сейчас экономика страны испытывает огромную нужду в инженерах, специалистах рабочих профессий, но вузы и ссузы открывают все новые отделения гуманитарной направленности. Если государство сформирует заказ, исходя из национальных потребностей, и будет его оплачивать в полном объеме — мы снимем множество проблем, возникающих сегодня при реализации планов экономического и промышленного развития», — говорит Ирина Синцова.

В настоящее время число сторонников и противников законопроекта примерно равное. Главный водораздел проходит в вопросе осведомленности о сути правовой новации. Те, кто тщательно изучил документ, утверждают, что в нем нет угроз, активно муссируемых в СМИ, на предмет массового банкротства бюджетных учреждений и перехода их собственности в частные руки. Имущество учреждений по-прежнему будет принадлежать государству или муниципалитетам, а от банкротства защитит госзадание.

Когда начнется реформа?

В законопроекте определены сроки реформирования бюджетной сети. Так, федеральные учреждения должны будут перейти на новую систему работы с 1 января 2011 года, для региональных и муниципальных установлен переходный период до 1 января 2012 года. Между тем депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» предложили внести поправку о продлении переходного периода до 1 июля 2012 года, и она принята Госдумой.

Посмотреть и послушать

26 мая на 21-й сессии Законодательного собрания Иркутской области с информацией об обсуждаемом законе выступит депутат Государственной думы, первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Виталий Борисович Шуба. Видеотрансляция сессии — на сайте www.irk.gov.ru.

Метки:
baikalpress_id:  12 945