Ликвидируют вузы

Учебных заведений, в которых можно получить диплом о высшем образовании, станет меньше

Вопрос «Куда пойти учиться?» уже в этом году перед выпускниками встанет еще более остро: учебных заведений, готовящих специалистов с высшим образованием, в России станет в разы меньше. Рособразование решило сократить число филиалов государственных и негосударственных вузов по всей стране. Нынче закроют филиалы с численностью до 100 студентов и прекратят набор в те заведения, где учатся до 300 человек, а с 2011 года перестанут вести набор в филиалы с численностью до 500 человек. Причин несколько. Одна из них — повышение уровня образования (в филиалах качество подготовки оставляет желать лучшего). Вторая связана с демографической ситуацией: в последние годы появился дефицит абитуриентов. Как в Иркутске отреагировали на грядущие перемены в образовании, выясняла журналист «Пятницы».

Правильный шаг

Рособразование обещает, что студенты не пострадают при сокращении филиалов и смогут перевестись на тех же условиях в другие вузы, причем у них зачтут все сданные дисциплины. Председатель Совета ректоров Иркутской области, ректор Байкальского государственного университета экономики и права Михаил Винокуров уверен, что необходимость сокращения филиалов в стране назрела уже давно. «До того низким стало качество российских дипломов, что нас перестали признавать в мире, — сокрушается Винокуров. — Вы знаете, китайцы в свое время лили чугун каждый в своем дворе, и этот чугун потом никому стал не нужен. То же самое у нас — мы стали в каждой подворотне готовить специалистов. В Иркутской области работают 15 филиалов одного только Московского гуманитарного университета. 15! То есть это люди сидят, по компьютеру набирают студентов, по компьютеру им оценки выставляют и выдают дипломы. Ну что это за специалисты? Все рассказы о том, что дистанционное обучение — это эффективно и необходимо, все это басни, не более. И не надо этими баснями народ кормить. Идет раздача дипломов, и эту практику давно надо прекратить. Хорошего специалиста нельзя подготовить без основательных знаний».

С тем, что необходимо сокращать число филиалов, где раздают дипломы, согласен и проректор по учебной работе Иркутского государственного университета Игорь Гутник. Он считает, что филиалы на самом деле не готовят специалистов, а просто зарабатывают деньги на студентах. «Эти заведения не располагают необходимой материальной базой и кадрами, — говорит проректор. — Поэтому в целом сокращение — это правильный шаг. Но вместе с тем, как это часто бывает в России, реформу делают, не думая о последствиях, без необходимого анализа. Вот, например, как быть отдаленным, северным территориям Иркутской области? Для родителей выгоднее, чтобы их дети учились там, пусть даже в филиалах. Любые изменения надо анализировать, выискивать минусы и исправлять их. Взять тот же единый государственный экзамен. Изначально стали ясны все проблемы и недочеты, а вместо того чтобы их исправить, зону проведения ЕГЭ расширили по всей России. Мы наступаем на одни и те же грабли».

Иркутский государственный технический университет — крупнейший вуз Сибири. В нем обучается около 30 тысяч студентов. Единственный филиал ИрГТУ расположен в Усолье-Сибирском, образование в нем получает около тысячи студентов. То есть поводов для беспокойства нет. Декан заочно-вечернего факультета ИрГТУ Виктор Елшин уверен в том, что их филиал продолжит работать, о судьбе более мелких дочерних структур других вузов он не сожалеет. Считает, что в сложившихся условиях, когда падает качество образования и страна оказалась в демографической яме, сокращение мелких филиалов необходимо. «Наш филиал лицензирован. Студенты учатся в нормальном корпусе, есть лаборатории, кафедры, библиотека, — говорит Виктор Елшин. — То есть заведение отвечает всем требованиям высшей школы. Одно из требований, например, — в филиале не меньше 60% преподавателей должны иметь ученые степени и звания, да и само число преподавателей не должно быть низким. В крупных городах Иркутской области, например в Братске и Ангарске, еще можно найти таких преподавателей, а в мелких населенных пунктах — нет. В филиалы набирают учителей и преподавателей из техникумов, а это грубое нарушение».

Деятельность филиалов причинила немалый ущерб крупным вузам, считает Елшин. По его мнению, сокращение филиалов — нормальный и естественный подход в современной системе высшего образования. «Однако, чтобы поднять качество образования, нужен дифференцированный подход, — говорит декан. — Ведь нельзя всех под одну гребенку стричь».

Весьма неоднозначно оценивает преобразования в высшей школе и директор учебного центра качества и стандартизации Иркутского государственного лингвистического университета Елена Апанович. «Не уверена в том, что необходима полная и скорая ликвидация дочерних структур высших учебных заведений, — говорит она. — Закрытие полностью оправдано, на мой взгляд, только в том случае, если вуз не обеспечивает требуемого качества образовательных услуг в филиалах. Образовательные реформы, безусловно, необходимы. Однако убеждена, что сама идея реформ в подавляющем большинстве случаев искажается, дискредитируется в процессе внедрения. В первую очередь за реформами не успевает нормативно-правовая база. Вузы зачастую вынуждены действовать путем проб и ошибок, внедряя то или иное нововведение, а это, безусловно, неэффективно. Вторая негативная сторона реформирования — это не всегда оправданно сжатые сроки при отсутствии опять-таки четкой координации действий вузов и других образовательных учреждений».

Все дело в яме

Еще одна причина, с которой связано сокращение числа филиалов, как уже было сказано, — демографическая яма. По словам Игоря Гутника, период перестройки, начало 90-х годов, когда в стране был серьезный демографический спад, сказывается на численности абитуриентов последние три-четыре года. «С каждым годом абитуриентов становится меньше, пусть и незначительно, примерно на 5%, — рассказывает Гутник. — Университеты, конечно, испытывают дефицит, но конкурс все равно есть, потому что высшее образование хотят получить большинство».

Нехватка абитуриентов сказывается и на государственном финансировании. Чем меньше студентов, тем меньше денег дает государство, тем меньше бюджетных мест в вузах. «Это закономерный процесс, — говорит Игорь Гутник. — Число школьников продолжает сокращаться, уменьшается и бюджетный набор. Соответственно, если меньше финансирование, то встает вопрос об оптимизации: сокращаются рабочие места на факультетах и штатное расписание. Вузы самостоятельно могут проводить внутренние реформы, сокращать факультеты или объединять их по мере необходимости. Но каждый вуз волен сам принимать такие решения».

То ли еще будет

Дальнейшие реформы в системе высшего образования в России не за горами, считает Михаил Винокуров, по мнению которого следующим шагом станет укрупнение вузов. «Когда в России повсеместно введут бакалавриат или двухуровневую систему, станет больше разных специальностей, — рассказывает ректор. — У нас вузы узкоспециализированные. Например, мы — университет экономики и права, есть медицинский, сельскохозяйственный и так далее. Классические западные вузы многопрофильные, где сразу есть все — и медицина, и технологии, и экономика. Вот я, например, недавно был в Вене. У них очень солидный технический университет, а мелкие вузы все объединены. Я не знаю, когда по срокам у нас в России произойдет укрупнение вузов, но это будет». Михаил Винокуров также считает, что в России необходимо объединить высшую школу и научные институты. Такую реформу он называет глобальной задачей, которую нужно решить. «Наши российские вузы сейчас без науки, — говорит ректор. — А у западных — взять тот же Кембридж или Гарвард — значительную часть занимает наука, лаборатории, аспиранты. А наши вузы только готовят специалистов. Я считаю, надо пойти на революционный шаг, соединить академию наук и высшую школу. Тогда студент уже сможет работать в научной лаборатории и дальше идти до звания профессора. Если мы хотим конкурировать в мире, то необходимо пойти на такой шаг».

Беспокоиться не о чем

Решение о сокращении числа вузов Рособразование приняло 16 февраля. В регионах должны подготовить свои предложения — какие именно учебные заведения нужно закрыть, а в каких прекратить набор. В министерстве экономического развития, науки и высшей школы Иркутской области сообщили, что в Приангарье нет филиалов государственных вузов, где учатся менее 100 человек. «В случае прекращения приема на 2010/2011 учебный год в филиалы с приведенным контингентом до 500 человек выпускники школ могут поступить в любой из 11 вузов, расположенных в Иркутской области, а студенты получат возможность доучиться в головном вузе, — пояснил начальник управления инноваций и высшей школы министерства Василий Щербак. — Преобразование государственных вузов, расположенных на территории Иркутской области, относится к компетенции Рособразования, которое и будет проводить ликвидацию филиалов». Студенты восприняли грядущие перемены, конечно, негативно, и оно понятно: никому не хочется уходить с насиженного места, тратить время на перевод в другой вуз. К тому же неизвестно, будут ли в другом учебном заведении такие же условия хотя бы по стоимости обучения. Михаил Винокуров считает, что особых поводов для беспокойства у студентов нет: местами в вузах обеспечат всех. К тому же после перевода студенты смогут получать более качественное образование. «Во многих филиалах студенты платят деньги, а их ничему не учат, — говорит Винокуров. — Надо учиться нормально. Диплом должен цениться, а у нас высшее образование обесценилось. В Иркутске 107 тысяч студентов, это очень много. Здесь хорошие вузы. Я считаю, в Сибири Иркутск стал вторым после Томска городом, где сильная высшая школа. Этот статус нужно сохранить».

Цифры и факты

В Иркутской области действуют 11 государственных и 4 негосударственных вуза, 16 филиалов государственных вузов, 3 филиала негосударственных. В этих учебных заведениях готовят специалистов по более чем 200 специальностям технического, экономического, естественнонаучного и гуманитарного профилей. Общая численность студентов на всех формах обучения в 2009/2010 учебном году составила свыше 128 тысяч человек, по дневной форме обучается около 66 тысяч студентов. Из общего числа 64,9% обучается на платной основе. В филиалах государственных вузов обучается 17 740 студентов, из них 6630 обучаются по очной форме. Показатель численности студентов в Приангарье равен 513 на 10 тысяч населения.

Студентов все меньше

Проблем с набором в вузах Иркутской области не было с 2001 по 2007 год — в этот период был рост числа поступающих и учащихся. По данным Иркутскстата, если в 2001 году в вузах обучалось 99 тысяч человек, то к 2007 году число учащихся достигло 132 тысяч. С 2006 года наблюдается снижение числа студентов: в 2008 году их стало 130 тысяч, в 2009-м — 128 тысяч.

ЕВГЕНИЯ ЛИПИНА, friday@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО и из архивов героев публикации

Загрузка...