Сплошное пи

Иркутские студенты и школьники отпраздновали Всемирный день числа пи

Когда две тысячи лет назад великий древнегреческий ученый Архимед открыл число пи, равное 3,14, он даже не подозревал, что спустя столетия в календаре праздников появится и Всемирный День этого числа. Первыми начали праздновать его американцы в 1987 году. За Америкой потянулись другие страны, и теперь 14 марта этот день отмечают математики всего мира. Не остается в стороне и Иркутск, где уже второй год подряд день числа пи празднуют в Иркутском государственном педагогическом университете на факультете математики. За тем, как иркутские студенты и школьники чествуют Архимеда и его открытия, наблюдала журналист «Пятницы».

В Иркутске День числа пи отметили не 14 марта, а днем ранее, поскольку нынче праздник выпал на воскресенье. В аудитории собрались студенты ИГПУ, школьники из Иркутска и Ангарска, учителя и преподаватели. На партах красовались цветные геометрические фигуры из папье-маше, составленные из разного количества ромбов. Как объяснили математики, эти фигуры — геометрические тела, открытые Архимедом. Всего их двенадцать и называются они полуправильные многогранники. «Вот, например, футбольный мяч — это не что иное, как полуправильный многогранник, — рассказала преподаватель факультета математики, физики и информатики ИГПУ Елена Костенко. — Чем больше у фигуры граней, тем ближе она к тому, чтобы быть окружностью». Поскольку школу я окончила давно и многое из математики не помню, то обратилась к школьникам с вопросом «Как число пи связано с окружностью?». Застать врасплох и обнаружить пробелы в знаниях у присутствующих школьников не удалось.

— Число пи — это отношение длины окружности к ее диаметру! — скороговоркой выпалил ученик восьмого класса школы № 11 Иркутска Хачик Свахчан.

— А что это число значит в математике и зачем оно нужно?

— С помощью числа пи можно найти тангенсы, косинусы, синусы, площадь круга и периметр. Вообще, с помощью этого числа можно все что угодно найти. Еще я знаю, что в числе пи после запятой больше 250 цифр идет. И это только те цифры, которые удалось открыть ученым. Они до сих пор пытаются найти новые. Но число пи — оно же бесконечное.

Оказалось, что многое в нашей повседневной жизни не обходится без вмешательства и участия этого таинственного числа. Например, в том, что бутерброд падает маслом вниз, виновато также число пи. «Когда мы в прошлом году отмечали праздник, одна студентка читала доклад на эту тему и вывела формулу, в которой фигурировало число пи», — говорит Елена Костенко.

— Но каким образом это число попало в формулу падающего бутерброда? — Видите ли, когда бутерброд падает, он совершает вращательные движения, — сказала преподаватель. — Во всех математических формулах, связанных с движением по окружности, как правило, присутствует число пи, которое было открыто Архимедом во втором веке до нашей эры, но только в XIX веке доказали, что это число бесконечно. Долгое время пытались определить как можно больше знаков. Число пи используется в разных сферах. Например, при шифровке информации. В прошлом году мы посвятили праздник загадке этого числа, а нынче решили поговорить об Архимеде, который своими открытиями предварил всю современную математику.

Отмечать Всемирный день числа пи начали с конференции, посвященной великому ученому. Юные математики выступали с докладами о жизни и открытиях Архимеда, о легендах, связанных с его именем. В докладах выступающих очень часто звучало слово «Эврика» (в переводе с древнегреческого — «нашел»). Как известно, с этим словом связано одно из самых важных открытий Архимеда. Шестиклассник Алеша Варюхин из лицея-интерната № 1 рассказал, что открытие это ученый сделал, когда принимал ванну. Именно тогда Архимед понял, как можно вычислить объем золотой короны царя Гиерона и выяснить, намешал ли ювелир туда серебра. После этого был открыт основной закон гидростатики. Рассказал ученик и легенду, согласно которой Архимед во время войны поджег римские корабли с помощью вогнутых зеркал, отражающих лучи солнца. «Его ум стоил целой армии!» — такими словами Алеша Варюхин завершил свой доклад под бурные аплодисменты слушателей.

Рассказали математики и о других открытиях древнегреческого ученого. Кто бы мог подумать, что девичий локон — это спираль Архимеда. И грампластинка тоже, и вращающаяся карусель, и многие другие часто встречающиеся в нашей жизни вещи. «Дайте мне точку опоры — и я переверну Землю!» — цитировали школьники Архимеда, и каждый из них вновь говорил о том, что ум ученого стоил целой армии.

Но не только об Архимедовых открытиях и достижениях рассказали школьники. Юные математики сами занимаются опытами, в результате которых делают собственные, пусть небольшие, но открытия. Об одном из них рассказала десятиклассница из школы № 66 Иркутска Даша Макарова. Ученики пытались найти угловую высоту солнца в нашем городе, и им это удалось. «Мы вбили в землю метровый шест и в течение полугода измеряли, под каким углом лежит его тень, — рассказала Даша Макарова. — Оказалось, что самый большой угол равен 60 градусам, а самый маленький — 45. В результате этого опыта ученики выяснили точное обеденное время в Иркутске: оказывается, если следить за движением солнца, то время обеда в областном центре — 12.40».

Кто такой Архимед?

Архимед жил в 287 — 212 годах до нашей эры в Сиракузах на острове Сицилия. Древнегреческий математик, физик, механик и инженер был одержим математикой, занимался вычислениями и опытами, забывая о сне и еде. По одной из версий о его смерти, его убил воин, ворвавшийся в дом ученого, чтобы ограбить. Архимед в тот момент занимался вычислениями, и когда грабитель занес над его головой меч, ученый воскликнул: «Остановись, подожди хотя бы немного. Я хочу закончить решение задачи, а потом делай что хочешь!»

Метки:
baikalpress_id:  30 118